double arrow

Формы правления древневосточных государств

Оглавление

Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Судебная реформа. В начале 1990-х г г. судопроизводство отказывается от исключительно коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Были определены категории дел, которые рассматривались судьей единолично. Был введен суд присяжных, закрепленный позже в Конституции РФ. Первоначально суды присяжных вводились в качестве эксперимента в 10 субъектах РФ, в 2002 г. с принятием УПК РФ действие судов присяжных было распространено на всю территорию страны.

Конституция РФ изменила принцип назначения судей. Судьи федеральных судов стали назначаться Президентом России, а Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов – Советом Федерации по представлению Президента. Изменился и срок их полномочий, судьи стали назначаться как на определенный, так и на неограниченный срок.

В 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который установил две системы судов – федеральные и субъектов Федерации. К федеральным отнесены Конституционный суд России, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К судам субъектов Федерации отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Мировые судьи должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Гражданский процесс. В 1992 г. судьям была предоставлена возможность единолично рассматриватьряд категорий дел, что ускорило процесс их рассмотрения. Расширяется принцип состязательности: каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. В 1996 г. суд освобождается от сбора доказательств. В 2002 г. принимается ГПК РФ, который закрепил все произошедшие изменения, а также ограничил права прокуратуры в гражданском процессе: прокуроры лишились права опротестовывать решения судов в порядке надзора, если прокурор не участвовал в деле.

Уголовный процесс. В 1990-е г г. в уголовном процессе расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие. Устанавливается право обвиняемого на судебное обжалование законности и обоснованности содержания его под стражей; с момента объявления постановления об аресте к участию в деле допускается защитник. В 2001 г. принимается УПК РФ, который ввел судебный порядок ареста и получения разрешения на обыск или выемку в жилище; возбуждение уголовных дел стало возможным только с согласия прокурора; срок задержания сокращен с 72 до 48 ч; установлен предельный срок содержания под стражей. Суд лишился права возвращать дела для дополнительного расследования, а рассматривает дела только в рамках предъявленного обвинения.

.

 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

 3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды

 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

 5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода

 7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства

 8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

 9. Общая характеристика Псковской судной грамоты

 10. Судебник 1497 г.

 11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения

 12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления

 13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.

 14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

 15. Общая характеристика

 16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого

 17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I

 18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

 19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

 20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.

 21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства

 22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.

 23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

 24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права

 25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи

 26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.

 27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.

 28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа

 29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны

 30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства

 31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.

 32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права

 33. Советские правоохранительные органы

 34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

 35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.

 36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.

 37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны

 38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.

 39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

 40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

 41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах

 42. Правоохранительные органы в период НЭПа

 43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

 44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.

 45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя

 46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.

 47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.

 48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны

 49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.

 50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.

 51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.

 52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации

 54. Гражданское законодательство России на современном этапе

 55. Уголовное законодательство России на современном этапе

 56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Своеобразие социально-экономической и классовой структуры изучаемых государств Древнего Востока определило утверждение в них специфической государственной формы – древневосточной деспотии, характерными чертами которой являлись:

1. Наследственный верховный правитель (деспот) государства с юридической точки зрения обладал неограниченной властью. Ему всецело принадлежали законодательные, военные, административные и судебные полномочия. Власть отождествлялась с личностью одного человека. Важным правомочием деспота являлось право верховной собственности на всю землю в государстве, а следовательно, и существование большого царского (государственного) земельно-водного хозяйства.

2. Деспотия – теократическая монархия. Деспотическая власть выступала здесь как божественная, а царь рассматривался как бог или как представитель бога на земле.

3. Строгая централизация и бюрократизация многочисленного и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота. Государственный аппарат довольно примитивен с точки зрения разграничения сфер управления, находящихся в компетенции отдельных государственных органов и чиновников.

4. Жесткий тоталитарный режим, воплощающийся во всемерном подавлении личности, отсутствии гражданских и политических прав и свобод подданных, всеобщем надзоре и контроле.

Древневосточной деспотии были присущи три главные отрасли управления: финансовая, военная и общественных работ. Последняя особенно примечательна. Как известно, основой земледелия в странах Древнего Востока являлось искусственное орошение. Поэтому организация в государственном масштабе массовых общественных работ по строительству, обслуживанию и охране ирригационных сооружений объективно выдвигалась на передний план. От нее зависела жизнь всех социальных групп общества, как эксплуатируемых, так и правящих. В связи с этим финансовое и военное ведомства объективно низводились до уровня обслуживающих отраслей управления: они поставляли людские, продовольственные и финансовые ресурсы на службу интересам ведомства общественных работ. Кроме того, финансовая и военная отрасли управления имели важное значение в плане организации обороны страны и осуществления военных экспедиций по порабощению других племен и народов.

Существование деспотии в странах Востока определялось потребностями экономического развития общества и его социальной базой –сельской общиной. При этом изолированность общин, их натурально-замкнутый способ существования, отсутствие между ними всякой связи неизбежно приводили к тому, что центральная власть приобретала именно деспотический характер, поскольку только централизованный деспотизм, обладающий высшей непререкаемой властью, мог обеспечить жизнедеятельность столь специфического социального организма. Следовательно, деспотическая монархия и общинная организация оказывались соединенными неразрывной связью и друг без друга не могли существовать. Общины на протяжении веков обеспечивали незыблемость восточного деспотизма, были его прочной опорой, а государство в форме деспотии было кровно заинтересовано в сохранении общины, поскольку эксплуатация общинников путем извлечения ренты – налога составляла главный источник пополнения казны.

Своеобразие восточной деспотии находит четкое проявление в организации государственной власти, функционировании центральной и местной бюрократии, системе карательных органов в странах Древнего Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: