double arrow

Правовое регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз. Основную массу населе­ния составляли свободные крестьяне-общинники. В.Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабов­ладельческое общество. Уже в период Раннего царства в ре­зультате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства уже до­стигло высокого уровня. Социальное и имущественное рас­слоение населения было четко определено. Крупная рабов­ладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древ­него царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйс­твенных потребностей — рабов было мало (патриархальное рабство).

Особое положение в египетском обществе занимали жре­цы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, вла­дели искусством врачевания, возведения сложных архитек­турных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожест­вляя и прославляя фараонов.

Эпоху расцвета Среднего царства характеризуют следую­щие важные черты:

- значительно возрастае т численность рабов в частных хозяйствах и укрепляется экономическое положение земле­владельцев;

- происходит расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники — неджесы.

Слой неджесов в свою очередь разделился на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных недже­сов — их разбогатевших представителей, становившехся пис­цами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в до­машнем хозяйстве: из их среды выходили также ремеслен­ники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий.

Основная же масса общинников-земледельцев беднела, ибо их принуждали трудится на царских и храмовых зем­лях. В целях наложения различных дополнительных повин­ностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их переучет.

В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жре­чества укрепляет его независимость от центральной власти.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне со­ставляли рабы — вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на царских, хра­мовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не об­ладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, отдать в залог, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более чем повреждением имущества господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собс­твенности: по разрешению господина они могли временно владеть имуществом, но оно оставалось частью собствен­ности господина и возвращалось ему после смерти раба.

Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных {авилум) и неполноправных (мушкенум).

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане — авилум. Они обладали полной право­субъектностью: могли владеть землей, исполняли имущест­венные и личные повинности. Однако полноправные граж­дане не были однородным сословием. Одни общинники со временем становились зажиточными и более самостоятель­ными в ведении хозяйства, другие общинники беднели, ра­зорялись, попадали в долговую кабалу.

Значительную часть населения составляли жители поко­ренных городов и областей, не являвшиеся членами древнева­вилонской общины, — мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не озна­чало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хо­зяйстве зачастую использовался труд собственных рабов.

Наряду с делением по сословиям древневавилонское об­щество подразделялось и по профессиональным занятиям, здесь первое место занимали придворные служащие — цар­ские телохранители и высшее жречество, далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум — различного рода военно­служащие.

В соответствии с важным государственным значением ре­лигии и храмов почетное положение среди профессий зани­мали храмовые служители. Немногим уступало им по поло­жению в обществе и чиновничество — писцы.

На низших ступенях профессионально-служебной лес­тницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие об­щественного и имущественного неравенства в Древней Ин­дии привело к появлению сословий — варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, неравные по обществен­ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим по­рядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:

- брахманы — члены жреческих родов;

- кшатрии — военная и светская аристократия;

- вайшьи (вайшии) — лично свободные полноправные об­щинники;

- шудры — низшая варна, неполноправные члены об­щины.

Образ жизни каждой варны был определен специальны­ми законоустановлениями — дхармами. В компетенцию пер­вых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замк­нутыми. Этому способствовали: преимущественная эндогамность — заключение браков между представителями од­ной варны; определенная, наследственно закрепленная про­фессия; поклонение одним и тем же богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ог­раничивалась возможность смешанных браков; устанавли­валось разное материальное возмещение за убийство чело­века в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наобо­рот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению прибли­жаться к шудрам, а две первые варны окончательно обосо­бились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты — профессионально замкнутые корпорации.

Важнейшим компонентом социального, общественно­го и экономического строя в Магадхо-маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитив­ная, родовая. В общине сохранялись черты единого коллек­тива и старые общинные традиции — свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со вре­менем все большее значение в обществе приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на общем собра­нии, затем утверждался государственной властью, превра­щаясь в ее представителя.

Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с рабовладельческими от­ношениями продолжали сохраняться пережитки первобыт­но-общинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, собственность, обладали правами наследования, соб­ственности на получаемые дары. Свободный человек, ста­новясь рабом, не утрачивал своих семейных, родовых и вар-новых связей. Однако рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.

В праве древнеиндийского государства отсутствует от­четливое противопоставление свободных и рабов, посколь­ку, хотя это государство и было рабовладельческим, варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия.

Тем не менее Законы Ману выделяют следующие разряды рабов:

- захваченные под знаменем (военнопленные);

- рабы за содержание;

- рабы, рожденные в доме хозяина;

- купленные;

- подаренные;

- доставшиеся по наследству;

- рабы в силу наказания.

Отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабу.

Общие характеристики древневосточного права.

Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:

1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;

2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;

3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;

4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;

5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;

6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;

7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;

8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;

9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;

Источниками древневосточного права были:

– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;

– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;

– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хамураппи;

– церковные нормы;

– административные распоряжения должностных лиц.

ЗАКОННИК ХАММУРАПИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВА

В 1901 г. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении веков был столицей могущественного государства — Элама, восточно­го соседа Древнего Вавилона. Здесь они обнаружили рас­колотый на части столб из черного базальта двухметровой высоты.

На его лицевой стороне вверху были изображены две ре­льефные мужские фигуры. Один из изображенных восседал на троне, другой стоял перед ним в почтительной позе. Под изображением шла длинная надпись из причудливых кли­нообразных знаков. Находка была перевезена в Париж и вы­ставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок.

Вавилонские клинописные тексты на поверхности стол­ба впервые прочитал и перевел на французский язык вы­дающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки (в том числе и на русский). Оказалось, что на колонне записаны законы вавилонского царя Хаммура-пи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. А фигуры изобра­жали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и вручал ему судейский жезл и кольцо.

Причины, породившие возникновение законов: созда­ние единого законодательства для всего государства в целях укрепления его власти и снятия социального напряжения и обществе. Например, долговая кабала ограничивалась тре­мя годами и устанавливались размеры оплаты по договору найма.

Законы Хаммурапи написанные в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э., состоят из преамбулы, текста и заключения. Из 282 статей сохранились лишь 247.

Норма права формулировалась исходя из судебного ре­шения по конкретному делу. Например, «Если человек со­вершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуальной».

Источники законов Хаммурапи — это обычаи, судебная прак­тика, религия, законы, которые существовали ранее в Месо­потамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи час­то сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах Законов. Если попытаться систематизировать эти нормы, то можно изложить их в сле­дующем порядке: ст. 1—5 — имеют отношение к процессу; ст. 6—126 — имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления; ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц; ст. 196-214 - защита личности; ст. 215—282 — нормы, регулирующие договор найма и дру­гие сходные имущественные правоотношения.

В Древнем Вавилоне преобладала общинная собствен­ность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила развития (2 %). Собственником земли отдельных поселений были общины, но верховным собственником всех земель был царь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые владения (18 %). Собственником земли воина («илкум») и всего имущества на ней также являлся царь. Эту землю он давал в пользование своим воинам, чтобы они за это несли воинскую службу. Хаммурапи предусмот­рел в законах меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохранности их имущес­тва, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах.

В Древнем Вавилоне была весьма развита система дого­ворного закрепления права личной собственности.

Жители государства пользовались следующими догово­рами:

1) купли-продажи,

2) аренды,

3) займа,

4) товарищества,

5) договором хранения,

6) поручения,

7) найма,

8) мены.

Семейному праву в законах Хаммурапи отведено около 70 статей. Брак заключался путем соответствующего договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не переходило в собствен­ность мужа в случае смерти жены. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое снова возвра­щалось в семью родителей жены. Если же приданое растра­чивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и ра­бами. Дети от их брака были свободными. Главой семьи был муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее дома в качестве рабыни и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужем дома без особых на то ос­нований и обвинение мужем жены в измене без каких-либо доказательств.

В Законах Хаммурапи разделялось наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делилось между сыновьями. Дочери получали приданое, ко­торое равнялось определенной доле наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец мог лишить на­следства сына, который совершил тяжкий грех по отноше­нию к нему, но этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном со­стоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему правился, определенное имущество, например дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. После смерти мужажена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не определял ее долю, то ей выделяли часть из общего наследства.

Суд и процесс, в отличие от Древнего Египта, в Вавилонии не был отделен от администрации. Судьями были чиновни­ки, а высшим судьей — царь. Суд осуществлялся публично. И больших городах создавались профессиональные суды. И них преобладал обвинительно-состязательный процесс: при этом не было деления на фажданские и уголовные дела. И подобном процессе стороны были равны. Суд исследовал свидетельские показания сторон, документы и вел себя пас-Сивно, формально оценивая доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принад-пежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суды божьи», они, например, применялись в слу­чаях обвинения женщины в измене мужу и обвинения в ча­родействе. Решение суда о смертной казни или членовреди­тельских наказаниях приводилось в исполнение немедлен­но и публично.

Регулирование имущественных отношений

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был важнейший источник дохода. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких – либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние – под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).

Не менее надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.

Форма заключения договора купли-продажи, как и всех вообще видов договоров времен Хаммурапи, - только письменная в присутствии свидетелей».

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

«Существовали также договоры найма имущественного и личного, заем, поклажа. Из видов найма в сборнике Хаммурапи выступают земельная аренда, наем сельскохозяйственного инвентаря, судов, наем личных услуг представителей различных профессий, наем жилищ. Земельная аренда была или платною или дележною».

Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например врача в случае смерти больного). «Постановления сборника Хаммурапи о найме рабочего скота и вообще сельскохозяйственного инвентаря, судов и личных услуг сопровождаются таксами, определяющими наемную плату, и возложением на нанимателя обязанности отвечать за целость и невредимость взятого в наем».

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:. ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;. ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;. ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: