Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.
ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.
Основные задачи миграционной политики (МП):
1) защита прав и интересов мигрантов;
2) развитие системы иммиграционного контроля;
3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;
4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;
5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Миграционная политика основывается на следующих принципах:
1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;
2) недопустимость дискриминации мигрантов;
3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;
4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;
5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.
Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.
Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф.:
I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:
1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;
2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;
3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;
4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;
6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.
II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:
1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;
2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:
3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;
4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.
III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:
1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;
2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;
3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.
IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:
1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;
2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;
3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;
V. В области поддержки академической мобильности:
1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;
2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.
VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:
1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;
VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:
1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;
3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;
VIII В области противодействия незаконной миграции:
1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;
2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;
3) противодействие организации незаконной миграции;
4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Этапы реализации
I. (2012-2015 годы) планируется:
- разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;
- создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
- проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;
- разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.
II. (2016-2020 годы) планируется:
- принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
III. (2021-2025 годы) планируется:
- оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;
- уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.