Государственная миграционная политика. Особенности миграционной политики в городе Москве

Миграционная политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика -- выезд граждан за рубеж. Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».

Несмотря на то, что большинство москвичей – мигранты или их потомки во втором-третьем поколении, Москва ведет постоянную борьбу с миграцией.

Идея ограничения крупных городов была центральной в советском градостроительстве. Она восходит к первому генеральному плану Москвы 1935 года.

Потерпев фиаско в попытках остановить рост Москвы путем предотвращения дальнейшей концентрации промышленности в городе, власти прибегли к административному регулированию, запретив в 1956 году свободную прописку (получение права на постоянное жительство) в Москве иногородним гражданам. Потеряли право на свободную прописку также и москвичи, выехавшие ранее по каким-либо причинам из города и желающие вернуться. Отныне граждане СССР могли поселиться в столице собственной страны лишь по особому разрешению. Ограничения прописки породили много проблем: от фиктивных браков до коррупции на почве прописки и хронической нехватки рабочих рук. Москвичи, со своей стороны, стали бояться выезжать из города, дабы не потерять право на прописку. Это обернулось обособлением столицы и ограничением ее культурного воздействия на развитие страны.

В 60-е годы было принято решение сдерживать рост Москвы путем создания вокруг нее в пределах Московской области около 10 городов-спутников, которые должны были взять на себя часть экономической нагрузки столицы, уравновесив ее рост. Предполагалось переселить в города-спутники часть москвичей. Однако концепция городов-спутников оказалась нежизнеспособной, так как была чревата значительными затратами, и производственники фактически ее саботировали. Не поддержали ее и москвичи, боясь потерять право на московскую прописку, они не захотели выезжать из города. Поэтому единственный из построенных спутников – Зеленоград – пришлось включить в юрисдикцию Москвы и распространить на его жителей московскую прописку. Только при этих условиях москвичи, действительно, соглашались туда переехать.

Поскольку Москва, зажатая строгим режимом прописки, задыхалась без рабочей силы, была введена система привлечения работников по лимиту – квоте, устанавливаемой специальным решением Моссовета по заявкам предприятий. Мигранты, привлекаемые по лимиту, получали право работы в Москве на основе трудового договора и временную прописку, чаще всего в общежитии. В течение 5 лет они не имели права перейти на другую работу и лишь по прошествии этого срока получали право претендовать на жилплощадь и постоянную прописку в Москве.

Москва ужесточала сроки регистрации, вводила дополнительные платежи за регистрацию (помимо госпошлины) прибывших в город на жительство с целью «компенсации затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовых условий». Компенсационные платежи взимались даже с российских граждан, переехавших в Москву из других регионов. В 2000-2001 годах была введена плата для иностранных граждан «за право работы на объектах сферы услуг Москвы» и в торговле. Одно время запрещалось принимать в школы детей незарегистрированных мигрантов.

В начале 2007 года Россия, наконец, сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие значительно более простые, чем прежде, правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг, радикально упрощающий процедуры получения иностранными гражданами легального статуса в России, стал долгожданным ответом властей на сложившуюся в стране ситуацию, когда у миллионов мигрантов практически не было альтернативы нелегальному проживанию и нелегальной трудовой деятельности, а у работодателей – нелегальному найму.

Были приняты новые законы, кардинальным образом изменившие подход к регулированию миграции. В законе «О миграционном учете» среди основных принципов, на которых он базируется, названы «свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также «защита государством» указанного права иностранных граждан (статья 4.3). Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы не путем жестких ограничений, а, напротив, посредством расширения легитимного пространства благодаря простым процедурам регистрации и трудоустройства.

Если раньше регистрация осуществлялась по разрешению милиции, то с 2007 года введен уведомительный порядок регистрации по заявлению принимающей стороны, без права властей на отказ - т.е. «по букве закона» регистрация стала действительно уведомительной. При этом уведомление о месте пребывания мигранта можно не только сдать в миграционную службу лично, но и отправить по почте. Новация, имеющая принципиальный характер: учет пребывания может проводиться как по жилому помещению, где иностранец поселился, так и по месту его работы, а также по адресу любой организации, согласившейся выступить в качестве принимающей стороны (например, посреднической фирмы). Это важно, потому что в России, а в Москве особенно, найти человека, согласного зарегистрировать мигранта в своем жилье, - большая проблема. Произведенные нововведения создали предпосылки для снятия главных барьеров на пути оформления легального пребывания иностранцев в России и превращения регистрации в общедоступную для мигрантов процедуру.

Коренным образом изменился и порядок получения разрешений на работу трудовыми мигрантами из безвизовых стран, откуда приезжает бóльшая часть иностранных работников. Разрешение на работу в виде трудовой карты теперь получает сам работник, тогда как раньше это должен был делать работодатель. При этом мигрант получил право свободного поиска работы и право сменить работодателя, правда, лишь в пределах того субъекта Федерации, где была выдана трудовая карта. Работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на наём мигранта, но обязан сообщить об этом в официальные органы.

Правительство Москвы в вопросах управления миграционными потоками исходит из того, что для столицы необходима экономическая, или трудовая, миграция, которая служит важным фактором ее социально-экономического развития. Благодаря притоку трудовых мигрантов обеспечивается рабочая сила для таких важных секторов экономики города, как строительство, транспорт, коммунальное хозяйство. В рамках международной миграции в российскую столицу в основном прибывают граждане из стран СНГ и Балтии. Из бывших союзных республик наиболее заметную роль в увеличении миграционных потоков в Москву играют Украина, Молдова, Армения, Таджикистан и Узбекистан. В целях создания эффективной системы обеспечения экономики города трудовыми ресурсами, защиты рынка труда от избыточного притока трудовых мигрантов, поддержания стабильного предложения квалифицированной рабочей силы, и оптимизации контроля за миграционными процессами Московской трехсторонней комиссией принято решение от 16 июня 2011 года, установившее квоту на привлечение иностранной рабочей силы – 199 954 иностранных работника. Миграция входит в тройку проблем, наиболее существенно влияющих на криминальную ситуацию в мегаполисе. Достаточно сказать, что за последнее время преступность среди иностранных мигрантов в Москве увеличилась на 40 процентов. В 2005 году московские власти разработали «Концепцию московской миграционной политики», которая должна была стать ответом на нараставшие антимиграционные настроения и все громче раздававшиеся голоса тех, кто считал, что «присутствие международных мигрантов в Москве является существенным фактором, ущемляющим в ряде случаев права москвичей». В качестве приоритетной цели Концепции была заявлена «…нейтрализация негативных прямых и косвенных следствий усиления трудовой миграции, коррекция ее структуры и борьбы с нелегальной формой осуществления, которая … является преобладающей». Когда московские власти заявляют о нелегальной миграции, то речь идет об отсутствии регистрации в Москве, теневом рынке рабочей силы и превышении сроков пребывания в стране. Проблема эта была в значительной степени решена в 2007 году, но не благодаря миграционной политике Правительства Москвы, а в результате либерализации миграционной политики РФ, упрощения правил регистрации и получения разрешений на работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: