Миграционная политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика -- выезд граждан за рубеж. Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».
|
|
Несмотря на то, что большинство москвичей – мигранты или их потомки во втором-третьем поколении, Москва ведет постоянную борьбу с миграцией.
Идея ограничения крупных городов была центральной в советском градостроительстве. Она восходит к первому генеральному плану Москвы 1935 года.
Потерпев фиаско в попытках остановить рост Москвы путем предотвращения дальнейшей концентрации промышленности в городе, власти прибегли к административному регулированию, запретив в 1956 году свободную прописку (получение права на постоянное жительство) в Москве иногородним гражданам. Потеряли право на свободную прописку также и москвичи, выехавшие ранее по каким-либо причинам из города и желающие вернуться. Отныне граждане СССР могли поселиться в столице собственной страны лишь по особому разрешению. Ограничения прописки породили много проблем: от фиктивных браков до коррупции на почве прописки и хронической нехватки рабочих рук. Москвичи, со своей стороны, стали бояться выезжать из города, дабы не потерять право на прописку. Это обернулось обособлением столицы и ограничением ее культурного воздействия на развитие страны.
В 60-е годы было принято решение сдерживать рост Москвы путем создания вокруг нее в пределах Московской области около 10 городов-спутников, которые должны были взять на себя часть экономической нагрузки столицы, уравновесив ее рост. Предполагалось переселить в города-спутники часть москвичей. Однако концепция городов-спутников оказалась нежизнеспособной, так как была чревата значительными затратами, и производственники фактически ее саботировали. Не поддержали ее и москвичи, боясь потерять право на московскую прописку, они не захотели выезжать из города. Поэтому единственный из построенных спутников – Зеленоград – пришлось включить в юрисдикцию Москвы и распространить на его жителей московскую прописку. Только при этих условиях москвичи, действительно, соглашались туда переехать.
|
|
Поскольку Москва, зажатая строгим режимом прописки, задыхалась без рабочей силы, была введена система привлечения работников по лимиту – квоте, устанавливаемой специальным решением Моссовета по заявкам предприятий. Мигранты, привлекаемые по лимиту, получали право работы в Москве на основе трудового договора и временную прописку, чаще всего в общежитии. В течение 5 лет они не имели права перейти на другую работу и лишь по прошествии этого срока получали право претендовать на жилплощадь и постоянную прописку в Москве.
Москва ужесточала сроки регистрации, вводила дополнительные платежи за регистрацию (помимо госпошлины) прибывших в город на жительство с целью «компенсации затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовых условий». Компенсационные платежи взимались даже с российских граждан, переехавших в Москву из других регионов. В 2000-2001 годах была введена плата для иностранных граждан «за право работы на объектах сферы услуг Москвы» и в торговле. Одно время запрещалось принимать в школы детей незарегистрированных мигрантов.
В начале 2007 года Россия, наконец, сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие значительно более простые, чем прежде, правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг, радикально упрощающий процедуры получения иностранными гражданами легального статуса в России, стал долгожданным ответом властей на сложившуюся в стране ситуацию, когда у миллионов мигрантов практически не было альтернативы нелегальному проживанию и нелегальной трудовой деятельности, а у работодателей – нелегальному найму.
Были приняты новые законы, кардинальным образом изменившие подход к регулированию миграции. В законе «О миграционном учете» среди основных принципов, на которых он базируется, названы «свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также «защита государством» указанного права иностранных граждан (статья 4.3). Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы не путем жестких ограничений, а, напротив, посредством расширения легитимного пространства благодаря простым процедурам регистрации и трудоустройства.
Если раньше регистрация осуществлялась по разрешению милиции, то с 2007 года введен уведомительный порядок регистрации по заявлению принимающей стороны, без права властей на отказ - т.е. «по букве закона» регистрация стала действительно уведомительной. При этом уведомление о месте пребывания мигранта можно не только сдать в миграционную службу лично, но и отправить по почте. Новация, имеющая принципиальный характер: учет пребывания может проводиться как по жилому помещению, где иностранец поселился, так и по месту его работы, а также по адресу любой организации, согласившейся выступить в качестве принимающей стороны (например, посреднической фирмы). Это важно, потому что в России, а в Москве особенно, найти человека, согласного зарегистрировать мигранта в своем жилье, - большая проблема. Произведенные нововведения создали предпосылки для снятия главных барьеров на пути оформления легального пребывания иностранцев в России и превращения регистрации в общедоступную для мигрантов процедуру.
|
|
Коренным образом изменился и порядок получения разрешений на работу трудовыми мигрантами из безвизовых стран, откуда приезжает бóльшая часть иностранных работников. Разрешение на работу в виде трудовой карты теперь получает сам работник, тогда как раньше это должен был делать работодатель. При этом мигрант получил право свободного поиска работы и право сменить работодателя, правда, лишь в пределах того субъекта Федерации, где была выдана трудовая карта. Работодатель освобожден от необходимости оформлять разрешение на наём мигранта, но обязан сообщить об этом в официальные органы.
Правительство Москвы в вопросах управления миграционными потоками исходит из того, что для столицы необходима экономическая, или трудовая, миграция, которая служит важным фактором ее социально-экономического развития. Благодаря притоку трудовых мигрантов обеспечивается рабочая сила для таких важных секторов экономики города, как строительство, транспорт, коммунальное хозяйство. В рамках международной миграции в российскую столицу в основном прибывают граждане из стран СНГ и Балтии. Из бывших союзных республик наиболее заметную роль в увеличении миграционных потоков в Москву играют Украина, Молдова, Армения, Таджикистан и Узбекистан. В целях создания эффективной системы обеспечения экономики города трудовыми ресурсами, защиты рынка труда от избыточного притока трудовых мигрантов, поддержания стабильного предложения квалифицированной рабочей силы, и оптимизации контроля за миграционными процессами Московской трехсторонней комиссией принято решение от 16 июня 2011 года, установившее квоту на привлечение иностранной рабочей силы – 199 954 иностранных работника. Миграция входит в тройку проблем, наиболее существенно влияющих на криминальную ситуацию в мегаполисе. Достаточно сказать, что за последнее время преступность среди иностранных мигрантов в Москве увеличилась на 40 процентов. В 2005 году московские власти разработали «Концепцию московской миграционной политики», которая должна была стать ответом на нараставшие антимиграционные настроения и все громче раздававшиеся голоса тех, кто считал, что «присутствие международных мигрантов в Москве является существенным фактором, ущемляющим в ряде случаев права москвичей». В качестве приоритетной цели Концепции была заявлена «…нейтрализация негативных прямых и косвенных следствий усиления трудовой миграции, коррекция ее структуры и борьбы с нелегальной формой осуществления, которая … является преобладающей». Когда московские власти заявляют о нелегальной миграции, то речь идет об отсутствии регистрации в Москве, теневом рынке рабочей силы и превышении сроков пребывания в стране. Проблема эта была в значительной степени решена в 2007 году, но не благодаря миграционной политике Правительства Москвы, а в результате либерализации миграционной политики РФ, упрощения правил регистрации и получения разрешений на работу.
|
|