double arrow

Понятие возраста. Возрастной статус и возрастные роли. Основные возрастные этапы жизни человека: юность, зрелый возраст, старость


Возраст считается второй важнейшей демографической характеристикой. В демографии возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряется возраст в годах, в месяцах (на 1 году), неделях (на первом месяце жизни), днях (на первой неделе) и часах (в первые сутки).

Демографические события всегда наступают в том или ином возрасте. При этом частота их наступления меняется с возрастом, т.е. является его функцией. Поэтому в демографии возраст используется как важнейшая характеристика любых демографических событий. Говорят о возрасте смерти (и о среднем возрасте умерших), о возрасте вступления в брак (и о среднем возрасте вступления в брак), о т.н. детородном возрасте и т.д.

Кроме того, возраст является дифференцирующим признаком для выделения возрастных статусов.

Возрастным статусом (ребенка, подростка, молодого человека, взрослого, пожилого и т.д.) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от возраста. Но, даже не смотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливается возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается, что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20лет (в зависимости от требований квалификации) до 60 лет. Понятно, что для людей, принадлежащих к разным возрастным категориям, общество устанавливает разные нормы.




Примерами формальных возрастных норм являются:

– голосование с 18 лет

– вступать в брак с 18 лет

– покупать спиртные напитки с 18 лет или 21 года

– выходить на пенсию с определенного возраста

– избираться президентом (с 35 лет) и пр.

Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).

Другие возрастные нормы менее четко определены; они относятся к числу неформальных. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события. Например, предполагается, что после окончания средней (т.е. в возрасте примерно 17 лет) люди незамедлительно должны искать работу или продолжать учебу в колледже (вузе). В самом деле, исследования наводят на мысль, что существуют «социальные часы» или своего рода «расписание», подсказывающее людям, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания.



Представление о «социальном расписании» складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к 30 годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не «остаться старой девой». Стереотип «бездельника» оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: «Ведите себя как положено в вашем возрасте» – мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идем не в ногу со всеми и должны изменить свое положение.

Представления о возрастных периодах конвенциональны и сформировались совсем недавно. Сейчас принято выделять такие этапы: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость.

Понятие о других этапах жизненного цикла «выдуманы» относительно недавно. Раньше не придавалось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи. Пожилой возраст, в прошлом означавший неспособность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоциироваться с выходом на пенсию.



Современные представления о возрастных периодах в жизни человека резюмируются в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Демографическая классификация возраста

Календарный возраст Период жизни человека.
1-7 дней Новорожденные
7 дней –1 год Младенцы
1-3 года Ранее детство
4-7 лет Первое детство
8-12 лет (мальчики) Второе детство
8-11 лет (девочки)
13-16 лет (мальчики) Подростки
12-15 лет (девочки)
17-21 год Юноши
16-20 лет Девушки
22-35 лет (мужчины) 1 период зрелости
21-35 лет (женщины)
36-60 лет (мужчины) 2 период зрелости
36-55 лет (женщины)
61-74 года (мужчины) Пожилые люди
56-74 года (женщины)
75-90 лет Старые люди
Старше 90 лет Долгожители

Основными возрастными этапами жизни взрослого человека являются юность, зрелый возраст и старость. Охарактеризуем каждый из этапов.

Всесторонним изучением юности занимается комплексная наука ювентология. Характеристики юности:

- завершается физиологическое взросление, улучшаются самочувствие и внешность;

- происходит расцвет интеллектуальных, художественных и прочих способностей;

- укрепляется способность к самоконтролю, саморегуляции;

- совершается ряд серьезных жизненных выборов;

- появляется способность видеть полутона, нюансы; повышается самооценка.

- происходит переоценка ценностей:

а) молодой человек переоценивает окружающих;

б) они переоценивают его; постепенно налаживаются отношения со старшими;

- изменяются отношения со сверстниками;

- появляется обостренное желание найти в другом человеке идеал, которые заменит все, что ушло вместе с детством;

- происходит окончательное формирование системы ценностей.

- меняется восприятие времени.

Зрелые годы как возрастной этап в жизни человека изучаются наукой акмеологией (от греч. «акме» – «вершина» и «логос» – «учение»).

Взрослостью или зрелостью принято называть длительный жизненный этап между юностью и старением, примерно с 22-25 до 60-65 лет.

- максимально высокий социальный статус зрелого человека;

- способность принимать и нести ответственность за сделанный выбор;

- способность к реалистической оценке себя и других;

- понимание ценности настоящего, сегодняшнего дня;

- максимальная психологическую устойчивость, основанная на стабильной самооценке.

- Способность прощать себе и другим ошибки и промахи.

В современной европейской цивилизации главенствует культ молодости.

Старость как следующий возрастной этап в жизни человека исследуется в рамках дисциплины, которая называется геронтологией. Через 30 лет каждый третий человек в развитых странах будет пожилым, поэтому искусство старения становится все более актуальным. Черты старости:

- Завершение трудовой карьеры, утрата многих социальных статусов; социальный статус стариков в современном обществе крайне низкий;

- нарастание неприятных физиологических изменений;

- изменения в психике:

а) проявляется догматизм мышления

б) склонность к интравертности т.е. сосредоточенности на себе;

- консерватизм, осторожность, боязнь риска, разборчивость;

- движение к зависимости (от родственников или государства);

- переживание экзистенциального кризиса – острого чувствам потери смысла существования и осознанием приближения смерти.

- старость – возраст утрат.

Так как возраст человека позволяет играть ему различные социальные роли, он становится дифференцирующим признаком и порождает социальное неравенство. Существует достаточно много теорий, оправдывающих дискриминацию людей по признаку возраста.

Термин «эйджизм» означает дискриминацию, осуществляемую одной или несколькими возрастными группами по отношению к другим возрастным группам. Хотя эйджизм может относиться к любой возрастной группе, наиболее часто дискриминация проявляется по отношению к пожилым, имеющим самый низкий статус среди взрослого населения в нашем обществе. Термин, «эйджизм» отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости – они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, бесполезности и смерти. Эйджизм особенно силен в США, где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия. Эта страна часто противопоставляется многим европейским странам и особенно Японии, где пожилые люди по традиции пользуются почетом и уважением, имеют высокий статус.







Сейчас читают про: