Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации
Извлечения из приказа № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» от 24 октября 1996 г.
Управление качеством медицинской помощи
Под качеством медицинской помощи понимают совокупность медицинских технологий, соответствующих медицинским стандартам и применяемых с целью получения положительного лечебно-диагностического результата. В докладе ВОЗ сказано, что качество медицинской помощи обусловлено квалификацией медицинского персонала, способностью снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения у него нового патологического процесса, оптимальностью использования ресурсов медицины и обеспечением удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.
На настоящий момент времени в Российской Федерации в сфере здравоохранения сформирована система обеспечения качества медицинской помощи. Ее законодательную базу составляют Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и ряд законов, сформировавшихся на протяжении проведшего десятилетия (см. раздел «Перечень законов и постановлений правительства Российской Федерации»). Основным нормативным документом, регламентирующим организацию управления качеством медицинской помощи в здравоохранении является приказ МЗ РФ и ФФОМС от 24.10.96 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».
Приказом утверждены:
1. Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
2. Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации.
3. Положение о внештатном медицинском эксперте.
4. Положение об эксперте страховой медицинской организации.
Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;
- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- подготовка рекомендаций для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных коррегирующих воздействий;
- контроль за реализацией управленческих решений.
Уровнями ведомственного контроля являются:
I. заведующие подразделениями;
П. заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи;
III. клинико-экспертная комиссия лечебного учреждения;
IV. клинико-экспертная комиссия территории, входящей в субъект Федерации;
V. клинико-экспертная комиссия субъекта федерации.
В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.
Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.
Экспертному контролю обязательно подлежат:
- случаи летальных исходов;
- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
- случаи с расхождением диагнозов;
- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.
Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи - не менее 30-50 экспертиз в течение квартала. Объем работы клинико-экспертных комиссий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как данным лечебно-профилактическим учреждением, так и вышестоящими органами управления здравоохранением. Объем работы заведующих амбулаторно-поликлиническими подразделениями уточняется на региональном уровне.
Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами. Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, которой кроме выполнения стандартов учитывает все особенности данного индивидуального случая. Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:
- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
- выявляет дефекты и устанавливает их причины;
- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки качества медицинской помощи". В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.
При оценке работы структурного подразделения, лечебно-профилактического учреждения, а также здравоохранения региона показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности учреждения здравоохранения и состояния здоровья населения, такими как распространенность и поздняя выявляемость социально-значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и др.
Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей учреждения и органов управления здравоохранением и является предметом обсуждения среди сотрудников.