Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в

Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в уч­реждениях здравоохранения Российской Федерации

Извлечения из приказа № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицин­ской помощи населению Российской Федерации» от 24 октября 1996 г.

Управление качеством медицинской помощи

Под качеством медицинской помощи понимают совокупность медицинских техно­логий, соответствующих медицинским стандартам и применяемых с целью получения по­ложительного лечебно-диагностического результата. В докладе ВОЗ сказано, что качество медицинской помощи обусловлено квалификацией медицинского персонала, способно­стью снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникно­вения у него нового патологического процесса, оптимальностью использования ресур­сов медицины и обеспечением удовлетворенности пациента от его взаимодействия с ме­дицинской подсистемой.

На настоящий момент времени в Российской Федерации в сфере здравоохранения сформирована система обеспечения качества медицинской помощи. Ее законодательную базу составляют Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан», закон «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации» и ряд законов, сформировавшихся на протяжении провед­шего десятилетия (см. раздел «Перечень законов и постановлений правительства Россий­ской Федерации»). Основным нормативным документом, регламентирующим организа­цию управления качеством медицинской помощи в здравоохранении является приказ МЗ РФ и ФФОМС от 24.10.96 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества меди­цинской помощи населению Российской Федерации».

Приказом утверждены:

1. Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

2. Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помо­щи в Российской Федерации.

3. Положение о внештатном медицинском эксперте.

4. Положение об эксперте страховой медицинской организации.

Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помо­щи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходи­мого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных меди­цинских технологий.

Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой ком­плекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:

- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ле­чебно-профилактического учреждения;

- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицин­ской помощи;

- подготовка рекомендаций для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных коррегирующих воздействий;

- контроль за реализацией управленческих решений.

Уровнями ведомственного контроля являются:

I. заведующие подразделениями;

П. заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи;

III. клинико-экспертная комиссия лечебного учреждения;

IV. клинико-экспертная комиссия территории, входящей в субъект Федерации;

V. клинико-экспертная комиссия субъекта федерации.

В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудни­ки ВУЗов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.

Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным за­конченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по ме­дицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулатор­ного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

Экспертному контролю обязательно подлежат:

- случаи летальных исходов;

- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в те­чение года;

- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

- случаи с расхождением диагнозов;

- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую воз­можность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.

В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит экспер­тизу не менее 50% законченных случаев, заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи - не менее 30-50 экспертиз в течение квартала. Объем работы клинико-экспертных комис­сий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицин­ской помощи, поставленными как данным лечебно-профилактическим учреждением, так и вышестоящими органами управления здравоохранением. Объем работы заведующих ам­булаторно-поликлиническими подразделениями уточняется на региональном уровне.

Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматрива­ет сопоставление ее со стандартами. Ведущая роль при экспертизе качества медицин­ской помощи принадлежит заключению эксперта, которой кроме выполнения стандартов учитывает все особенности данного индивидуального случая. Эксперт во время проведе­ния экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:

- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических меро­приятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точ­ность постановки диагноза;

- выявляет дефекты и устанавливает их причины;

- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки качества медицинской помощи". В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.

При оценке работы структурного подразделения, лечебно-профилактического учреж­дения, а также здравоохранения региона показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности учреждения здравоохранения и состояния здоровья населения, такими как распространенность и поздняя выявляемость социально-значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособно­го возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инва­лидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, де­тей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и др.

Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицин­ской помощи, доводится до сведения руководителей учреждения и органов управления здравоохранением и является предметом обсуждения среди сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow