Способы очистки

Назначение, основные элементы конструкции и технические данные гидравлического гасителя

Назначение. Гидравлические гасители устанавливают с целью гашения вертикальных колебаний кузова. Они бывают двухстороннего и одностороннего действия. На одном электровозе допускается установка гидравлического га­сителя колебания только одного типа. Поэтому в условиях эксплуатации необходимо пользоваться инструкцией на гидравлические гасители колебаний в зависимости от типов установленных гасителей на электровозе. Гидравлический гаситель располагают между тележкой и кузовом.

Гаситель с помощью валиков нижней головкой крепят к кронштейну, приваренному к боковые рамы тележки, а верхней головкой к кронштейну, приваренному к раме кузова.

Диаметр поршня………………………………………………………………………………………..……...68 мм

Штока……………………………………………………………………………………….….………………..….…48 мм

Кожуха……………………………………..…………………………………..………………………..……….…..120 мм

Ход поршня…………………………………………………………………..………………………….….….…190 мм

Длина гасителя при полном сжатии по осям отверстий в головках….…..360 мм

Параметр сопротивления………………………………………………..………………….….110кгс/см2

Рабочая жидкость, масло приборное.

Гидравлический гаситель двухстороннего действия представляет собой поршневой телескопический демпфер, развивающий усилия сопротивления на ходах сжатия растяжения.

Гаситель состоит из цилиндра, в котором перемещается шток с клапаном.

В нижнюю часть цилиндра запрессован корпус с клапаном, шток уплотнен направляющей буксой и сальниковым устройством, состоящим из обоймы и двух каркасных сальников. Гайка фиксирует положение деталей гасителя и одновременно сжимает резиновое кольцо, которое уплотняет корпус гасителя. Гаситель крепится через верхнюю и нижнюю ловки. На верхнюю головку навернут защитный кожух, который стопорится болтами. Стопорение штока с верхней головкой осуществляется винтом.

При ходе поршня вверх давление рабочей жидкости в над поршневой полости повышается, диск клапана, расположенного в поршне, прижимается к поса­дочным пояскам корпуса и жидкость с большим сопротивлением дросселирует через щелевые каналы, расположенные на наружном пояске, в под поршневую полость. Однако давление в под поршневой полости все равно снижается так как освобождающийся объем под поршнем больше объема про дросселировавшей жидкости. Свободный объем под поршнем заполняется за счет образовавшегося разряжения путем всасывания жидкости из вспомогательной камеры через канавки в нижнем корпусе, калиброванные отверстия клапана и пазы дистанционного кольца. При превышении давления в над поршневой полости 45 кгс/см2 срабатывает шариковый клапан в поршне штока и часть жидкости перепускается в поршневую полость Давление над поршневой полости падает, шарик под действием пружины закрывает отверстие клапана. При ходе поршня вниз давление рабочей жидкости в под поршневой полости повышается, диск нижнего клапана прижимается к посадочным пояскам корпу­са и часть жидкости с большим сопротивлением дросселирует через щелевые каналы во вспомогательную камеру Одновременно при этом ходе давление жидкости в над поршневой полости снижается, диск клапана открывается и часть жидкости перетекает через калиброванные отверстия клапана в освободившееся над поршневое пространство. При повышении давления в под поршневой полости до 45 кгс/см2 срабатывает шариковый клапан в нижнем корпус и часть жидкости перепускается во вспомогательную камеру. Давле­ние под поршневой полости падает, и под действием пружины шарик клапана закрывает отверстие.

Гидравлический гаситель одностороннего действия представляет собой поршневой телескопический демпфер, развивающий усилие сопротивления только на ходе сжатия. Ход растяжения является вспомогательным, шток свободно перемещается вверх и засасывает рабочую жидкость в под поршневую полость.

При ходе поршня вверх в поршневой полости цилиндра образуется разряже­ние. За счет перепада давления в этой полости и вспомогательной камере диск клапана поднимается, и рабочая жидкость через выпускные отверстия клапана из вспомогательной камеры поступает и под поршневую полость ци­линдра. При остановке поршня диск клапана закрывает впускные отверстия клапана, и при движении поршня вниз часть масла с большим сопротивлением вытесняется из под поршневой полости через дроссельные щели клапана об­ратно во вспомогательную камеру, а другая часть через дроссельное отвер­стие в штоке в над поршневую полость цилиндра. Масло, пройдя через отвер­стие в штоке при заполнении над поршневой полости, имеет возможность че­рез отверстие в цилиндре перетекать во вспомогательную камеру. С увеличе­нием давления в под поршневой полости свыше 30 кгс/см срабатывает предо­хранительный шариковый клапан, ограничивая тем самым усилие сопротивле­ния гасителя

2 Периодичность, сроки и объем плановых технических обслужива­ний, текущих ремонтов

Таблица 1 – нормы периодичности ТО и ТР локомотивов серии Вл10У

Серия элек­тровоза Тех. обслуживание Текущие ремонты CP КР
ТО-2 ТО-3 ТР-1 ТР-2 ТР-3 CP КР
ВЛ-10У 96 - 27,5 220 440 800 2400

ТО-2 Гидравлические гасители колебаний осматриваются. Проверяется отсутствие течи масла, перекоса защитного кожуха относительно корпуса, недопустимого износа резиновых втулок и валиков в головках гасителей. Неисправные гасители заменяются.

ТР-1 Гидравлические гасители колебаний проверяют прокачкой вручную на локомотиве. Для этого освобождают верхнюю (штоковую) головку гасите­ля, медленно растягивают, сопротивление должно быть большим и плавным

Неисправные гасители колебаний (имеющие течь мала, заедание поршня, слабое сопротивление, обрывы верхних головок и др) заменяют.

Поврежденные, изношенные детали узлов крепления (резиновые и метал­лические втулки, шаровые подшипники, валики) заменяют.

Текущие ремонты ТР-2, TP-3 гасителей колебаний

Таблица 2 – способы восстановления деталей

наименование Способы восстановления
Гаситель в сборе Гаситель обмывают в моечной машине или очищают и отбирают проверяют состояние крепительных кронштейнов, монтажных ва­ликов, маркировку гасителя
Детали корпуса Корпус гасителя, головку штоковую, кожух, гайку корпуса промывают в моечной машине, обдувают сжатым воздухом, осматривают и обмеряют износ по толщине и в замке
Резьбовые соединения Резьбовые участки штоков ой головки вос­станавливают наплавкой электродами марки УОНИ-13-45 диаметром 2-3 мм с последую­щей нарезкой резьбы Резьбу проверяют ка­либром или резьбомером Ремонтируют резь­бовые части корпуса и кожуха, устраняют овальность этих деталей При этом исполь­зуют штангенциркуль, нутрометр, резьбо­мер, калибры, сварочные агрегаты, токарный станок, оправки
Втулки Металлические втулки головок при брако­вочном износе заменяют новыми. Износ вту­лок по внутреннему диаметру должен быть не более 0,4 мм
Детали цилиндропоршневой группы Шток в сборе с клапаном, цилиндр, клапан, направляющую, обойму сальника обмывают в отдельной камере моечной машины, обдувают сжатым воздухом, обмеряют. Используют штангенциркуль, калибры, нутромер, моечную машину; источники сжатого воздуха
Резьбовые соединения Резьбовые поверхности штока и поршня ре­монтируют наплавкой электродами марки УОНИ-13-45 диаметром 2-3 мм с последую­щей нарезкой резьбы. На цилиндрических по­верхностях штока с поршнем не допускают задиры, вмятин, выбоины и местные износы более 0,3 мм и коррозионные повреждения штока Поршневое кольцо при неисправности заменяют новым Проверяют на коробление,
Направляющая штока Направляющую штока ремонтируют наплав­кой медно- железными электродами, латунью или запрессовкой промежуточной втулки с последующей механической обработкой по диаметру. Проверку внутреннего диаметра производят с помощью индикаторного нут­ромера или калибром-пробкой. Кольцевой за­зор между штоком и направляющей по диа­метру должен быть не более 0,05 мм, не до­пускают риски, задиры, вмятины на рабочей и сопрягаемой поверхностях головки цилин­дра
Цилиндр Цилиндр при неисправности заменяют новым, износы рабочей поверхности цилиндра опре­деляют индикаторным нутромером часового
  типа Местный износ внутренней поверхно­сти не должен 003 мм. На внутренних по­верхностях цилиндра не допускают выбоины, задиры, вмятины или отколы
Клапан в сборе Сопрягаемые поверхности притирают пастой ГО. И Давление открытия разгрузочного устройства регулируют на гидропрессе Притирочные поверхности не должны иметь рисок, заусенцев, местных повреждений
Резиновые детали Резиновые детали заменяют новыми, при монтаже контролируют правильность уста­новки манжет и колец с применением специ­альных приспособлений, переходных втулок, конусов и т.п. Не допускают из носы, риски, надрывы поверхности трения манжет, ослаб­ления поджимных пружин
Валик Износ монтажного валика должен быть не более 0,4 мм по диаметру. Проверяют штан­генциркулем, калибром
Рабочая жидкость Приборное масло МВП заливают в гаситель по данным чертежа, перед заливкой масло фильтруют через сетку №18. Допускается использовать масло АМГ-10
Испытание гасителя на стенде и маркировка Гаситель в сборе после ремонта испытывают на стенде с записью рабочей диаграммы, по ней выявляют отсутствие дефектов. Испы­тания проводят на стендах конструкции ПКБ ЦВ, КТЗ ПКБ ЦТ. После испытаний произ­водят доводку и маркировку гасителя.

3 Условия работы гидравлического гасителя колебаний на локомо­тиве, характерные повреждения и их причины

Таблица 3 – характеристики повреждений и способы устранения гасителя

Характер повреждений Причина повреждений
Износ Риски, задиры и местную выработку глуби- ной до 0,3 мм разрешается устранять шли­фовкой при условии сохранения установ­ленных размеров Трещины цилиндра, а также выкрашивания цементированного слоя не допускаются При комплектовании цилиндра с ремонтными поршневыми коль­цами необходимо следить за тем, чтобы зазор в замке был не более 1,3 мм, а овальность— не более 0,1 мм. В противном случае цилиндр заменяют

При ТР-3 электровозов ВЛ/10, ВЛ/11, ВЛ/80, ВЛ/82 гидравлические гасители колебаний разбирают, ремонтируют и испытывают. При разборке сначала выни­мают резиновые втулки из головок гасителя, затем зажимают в тисках верх­нюю головку гасителя, выворачивают стопорный винт и свертывают по резьбе защитный кожух. Наружные поверхности гасителя очищают от грязи, исполь­зуя керосин.

Специальным приспособлением выдвигают из цилиндра верхнюю головку в сборе со штоком. Затем отсоединяют головку от штока, снимают планку, выворачивают гайку, вынимают обойму с кольцами и манжетами и извлекают цилиндр со штоком, буксой и нижними клапанами. Пользуясь деревянным мо­лотком, снимают с цилиндра корпус нижнего клапана в сборе и с помощью оправки выбивают буксу. Масло из корпуса гасителя сливают в чистый бак, после чего выворачивают и разбирают клапаны.

Очищенные детали гасителя тщательно осматривают. Резиновые детали заменяют новыми. Трещины в штоке не допускаются. Шток с задирами, вмяти­нами, выбоинами и местным износом более 0,043 мм на цилиндрической рабочей поверхности по диаметру 48 мм шлифуют и доводят его диаметр до 47,925 мм с обработкой поверхности по 8-му классу чистоты. При большем износе шток восстанавливают хромированием с последующей шлифовкой, при этом толщина слоя хрома не должна превышать 0,15 мм Допускается также восстановление штока вибродуговой наплавкой под слоем флюса сварочной проволокой Св-ЮГА, Св-10Г2 с последующей обточкой и шлифовкой.

Такую же технологию применяют для восстановления рабочей поверхности поршня по диаметру 68Х. У верхней головки замеряют отверстия и проверяют калибром резьбу. При повреждении более двух ниток резьбу срезают, затем это место наплавляют вибродуговой сваркой под слоем флюса и нарезают новую резьбу. Местные выбоины и задиры глубиной более 2 мм не допускаются Кожух тщательно осматривают. При протертостях более 2 мм и овально­сти более 1 мм его заменяют. Помятость, отбортовку нижней кромки и оваль­ность кожуха выправляют медным молотком на оправке. Швы с трещинами вырубают, разделывают и вновь заваривают Трещины, вмятины, забоины, про­тертости до 2 мм глубиной зачищают абразивным кругом, если же глубина превышает 2 мм, корпус заменяют Изношенную и поврежденную резьбу разре­шается восстанавливать наплавкой с последующей обработкой и проверкой Отремонтированный кожух окрашивают эмалью МС-17.

Риски и царапины на притирочной поверхности диска (кольца) клапана устраняют притиркой с применением пасты ГОИ. Давление срабатывания раз­грузочного клапана регулируют на прессе по манометру

Перед сборкой все металлические детали вновь протирают, используя бензин или керосин, и насухо вытирают безворсовой салфеткой. Сборку выпол­няют в такой последовательности. Шарик с его опорой и пружиной вставляют в гнездо клапана и заворачивают пробкой. Собранные с их дисками и большими пружинами клапаны вставляют и укрепляют в шток поршня и в корпус клапа­на. Затем надевают кольцо на поршень штока

Нижнее уплотнительное кольцо вставляют в корпус нижнего клапана и ударами деревянного молотка по корпусу устанавливают клапан на торец цилиндра. В цилиндр вставляют собранный шток и, перемещая его вверх и вниз, убеждаются в плавном, без заеданий движении Верхнее уплотнительное кольцо вкладывают в буксу и надевают ее на шток.

Корпус зажимают за нижнюю головку в тисках и заливают в гаситель 0,9 л приборного масла МВП. Собранный цилиндр устанавливают в корпус и, пере­мещая шток в цилиндре, проверяют работу клапанов.

Обойму с вставленными манжетами и надетыми уплотнительными кольца­ми надевают на шток. Затем заворачивают гайку и застопоривают ее планкой. Выдвинув шток вверх, наворачивают на него верхнюю головку в сборе с кожу­хом, после чего вворачивают стопорный винт и болт Затем вручную прокачи­вают гаситель для удаления воздуха из цилиндра, заполненного ранее маслом.

Отремонтированный гаситель колебаний устанавливают на испытатель­ный стенд и проверяют его работоспособность с записью рабочей диаграммы усилий и перемещения на специальном бланке. Испытанный гидравлический гаситель колебаний считается годным, если его рабочая диаграмма имеет форму.

После испытания гидравлического гасителя проверяют сальниковое уплотнение. Если при горизонтальном положении гасителя в течение 12 ч не появляется течь, он считается годным. Хранят замаркированные гасители в вертикальном положении или наклонно под углом не менее 35° Маркировка включает дату ремонта и испытания и номер ремонтного предприятия.

4 Очистка узлов и деталей гидравлического гасителя колеба­ний. Дефектировка

Все агрегаты, узлы и детали ЭПС в процессе эксплуатации подвергаются обильному загрязнению, от которого приходится избавляться практически при всех видах ТО и при ремонтах ЭПС. На долю очистных работ приходится не менее 5-8% от общей продолжительности и трудоемкости работ по ремонту в депо. И тем не менее эти работы проводят, т. к. очистка ЭПС, его сборочных единиц и деталей повышает культуру, качество и обслуживание ремонта, улучшает санитарно-гигиеническое состояние цехов и ремонтных позиций

Всероссийским НИИЖТ (ВНИИЖТ) разработана новая ресурсо­сберегающая технология очистки и мойки ж/д транспорта, на основе высоко­эффективных тех. процессов позволяющих вести обработку очищаемых объек­тов универсальными моющими средствами нового поколения.

Новые очищающие средства, применяемые по разработанной технологии очистки более эффективны, чем используемые в производственных процессах традиционные технологические моющие материалы, и во многих случаях пол­ностью заменяют растворители. Эти препараты биоразлагаемы, их применение дает значительный экономический эффект, за счет сокращения расхода мою­щих средств, воды, тепловой и электрической энергии.

Механические способы очистки основаны на воздействии твердого тела на объект очистки для разрушения и снятия слоя загрязнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow