Процедура оценки бизнеса методом ценовых мультипликаторов и отраслевых коэффициентов

Ценовой мультипликатор – соотношение между ценой продажи и каким-либо показателем по предприятию-аналогу. Он отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким либо его показателем, характеризующем результаты его производственной либо финансовой деятельности. Мультипликаторы можно разделить на две основные группы – натуральные и финансовые.

К натуральным мультипликаторам относятся такие, в знаменателе которых стоит один из натуральных (измеряемых в штуках, тоннах и т.д.) показателей. К натуральным показателям относятся:

«Цена/Мощность, в тоннах за год»;

«Цена/Производство, в тоннах за год»;

«Цена/Объем продаж в штуках».

К финансовым мультипликаторам относятся такие, в знаменателе которых стоит один из денежных показателей. Финансовые мультипликаторы, в свою очередь, делятся еще на две группы – моментные и интервальные.

К моментным мультипликаторам относятся:

«Цена/Балансовая стоимость»;

«Цена/Чистая стоимость активов»;

«Цена/Дивидендные выплаты»

К интервальным мультипликаторам относятся:

«Цена/Прибыль»;

«Цена/Денежный поток»;

«Цена/Выручка».

Ценовые мультипликаторы являются основным инструментом определения рыночной стоимости предприятия в сравнительном подходе. Ценовые мультипликаторы рассчитываются по всем отобранным предприятиям-аналогам. Для расчета любого ценового мультипликатора необходимо выполнить ряд обязательных действий:

1. Определить какая величина будет использована в качестве числителя в мультипликаторе. При ответе на данный вопрос следует решить, хотим ли мы производить расчеты на одну акцию. В таком случае требуемое значение числителя это цена одной акции, а искомый мультипликатор – это отношение цены одной акции к требуемому показателю на акцию (P/E, P/S и т.д.). В противном случае, в качестве числителя принимается рыночная капитализация предприятия (стоимость всех акций), а в знаменателе совокупный показатель деятельности предприятия в целом (МС/E, МС/S и т.д.). Однако, следует отметить, что данное решение необходимо принимать исходя из темпов роста соответствующего показателя. Результат будет один и тот же, только в случае соответствия темпов роста оцениваемого предприятия и предприятия-аналога. В тех случаях, когда оцениваемое предприятие и предприятие-аналог растут разными темпами, то разница в полученных результатах может быть значительной.

2. Вычислить необходимые финансовые и/или натуральные показатели. Выбранные показатели будут использованы в качестве знаменателя. При этом следует следить за соответствием числителя и знаменателя с точки зрения масштаба (на одну акцию либо на предприятие в целом).

Метод отраслевых коэффициентов - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Согласно М.о.к. пр-тие оценивают на базе собств. материального капитала и премии за гудвилл, к-рая равна величине месячной премии до налогооб ложения (как правило, с учетом оклада владельца). Метод базируется на использовании определ. соотношений между ценой продажи фирмы и соответств. финанс. показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитывают на основе статистич. наблюдений за ценой продажи фирм и важнейшими их производственно-финанс. характеристиками.

М.о.к. используется для оценки стоимости малых пр-тий, управляемых своими владельцами (англ. proprietorship), преимущественно в таких отраслях как обществ, питание, розничная торговля, гостиничный бизнес. В результате оценки получают величину ры ночной стоимости при 100%-ном контроле над пртием. Осн. достоинством М.о.к. является его простота. Однако применение метода может привести к искажению стоимости бизнеса, если при определении стоимости гудвилла не учитывать норму прибыли. Типичное значение и тип мультипликатора, используемого в данной отрасли, измеряет гудвилл для усред. инвестиций, но реальные цены редко совпадают со средними значениями.

ных объектов. В рамках метода: анализируют рыночную ситуацию для аналогичных объектов и по ним собирают достоверную информацию; определяют соотв. единицы сравнения объекта и проводят сравнит, ана лиз по каждой единице; выделяют необходимые эле менты сравнения; сопоставляют оцениваемый объект и выбр. объекты сравнения с целью корректировки их продажных цен или исключения из списка сравнивае мых; ряд скорректир. показателей стоимости сравниваемых объектов приводят к одному значению или к диапазону рыночной стоимости объекта оценки. Метод целесообразен при наличии большого объема достоверной информации и нередко совмещается с методами статистической оценки. Наиболее достоверные результаты М.с.а.п. дает при оценке стоимости некоммерч. недвижимости (многоквартирных и индивиду альных жилых домов, коттеджей, садовых и дачных участков) и при оценке стоимости машин и оборудо вания. Осн. его достоинство - возможность получения результата, максимально точно отражающего отноше ние рынка к объекту оценки. Трудности при оценке стоимости объекта М.с.а.п. обусловлены тем, что не существует даже двух абсолютно подобных объектов. Кроме того, необходимо принимать в расчет сделки, соответствующие определению рыночной стоимости, т.е. те, на к-рыс не повлияли нерыночные факторы. При продажах высокодоходных объектов информация об их экономич. характеристиках и условиях продаж часто недоступна или неполна, поэтому в таких случаях может лишь «очерчиваться» диапазон, в к-ром наиболее вероятно будет находиться величина рыночной стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: