Кран-стрела-двунога специального автомобиля ЗИЛ-131 из
Технические средства эвакуации многоцелевого назначения
Для вытаскивания застрявших машин и последующего их буксирования помимо вышеуказанных специальных эвакуационных машин применяются следующие технические средства эвакуации:
· многоцелевые гусеничные транспортеры-тягачи ГТ-СМ, МТ-ЛБ, ГТ-Т, АТС-59, МТ-Т, АТ-Т и другие;
· автомобили многоцелевого и общетранспортного назначения ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320, КамАЗ-4310, КрАЗ-255Б, МАЗ-537 и др.;
· колесные и гусеничные тракторы К-701, Т-180, ДЭТ-250М и др.
Кроме того, автомобильные поезда МАЗ-537Г – ЧМЗАП-9990 и МАЗ-543 – МАЗ-8950 в составе автотягачей и прицепов или седельных тягачей и полуприцепов применяются для перевозки по различным дорогам трудно-траспортабельных объектов эвакуации больших габаритов и масс, а также гусеничных средств эвакуации при передислокациях на большие расстояния в целях сохранения их моторесурса.
Автомобильные краны могут использоваться для вытаскивания объектов подъемом, погрузки их на транспортные средства, а также для выполнения подъемно-транспортных работ при эвакуации машин.
Кран-стрела-двунога специального автомобиля ЗИЛ-131 предназначена для выполнения подъемно-транспортных работ (рис. 3.12) и для вытаскивания застрявших машин полуподъемом (рис. 4.23).
Для вытаскивания стрелой-двуногой застрявших или полузасыпанных автомобилей необходимо:
· установить автомобиль 8 (рис. 4.23) на расстоянии 25…30 м от застрявшего автомобиля 1;
· установить в рабочее положение грунтозацепы 7, для чего необходимо уложить их перед передними колесами автомобиля 8, соединить концы тяг (с двойными коушами) 6 с пальцами грунтозацепов, а другие концы надеть на буксирные крюки, затем передними колесами автомобиля наехать на грунтозацепы и затормозить его стояночным тормозом;
· собрать стрелу-двуногу (согласно рис. 4.24), для чего надеть на ось 3 серьгу 10, вставить ось в гнезда стоек 1 и 5 и соединить стойки между собой
болтом 4;
· соединить поперечиной 6 с помощью пальцев 7 правую 8 и левую 9 опорные плиты и установить их примерно на расстоянии 3…4 м от вытаскиваемого автомобиля;
· вставить стойки 1 и 5 собранной стрелы-двуноги в гнезда А опорных плит 8 и 9, соединить их пальцами 12 и прижать пружиной 11;
Рис. 4.23. Специальный автомобиль ЗИЛ-131 с краном-стрелой-двуногой для вытаскивания застрявших машин полуподъемом:
1 – вытаскиваемый автомобиль; 2 – захват; 3 – серьга; 4 – стрела; 5 – опора плиты; 6 – тяга грунтозацепа; 7 - грунтозацеп; 8 – автомобиль ЗИЛ-131
Рис. 4.24. Стрела-двунога:
А – гнездо; 1 и 5 – левая и правая стойки; 2 – захват; 3 ось; 4 – болт; 6 - поперечина; 7 и 12 –пальцы; 8 и 9 – левая и правая опорные плиты; 10 – серьга; 11 - пружина
· зацепить коушами захвата 2 стрелы-двуноги за буксирные крюки или тягово-сцепное устройство вытаскиваемого автомобиля;
· размотать 25…30 м троса лебедки и зацепить крюк за серьгу 10 рис. 4.24 (или серьгу 3 рис. 4.23) и, подтягивая трос лебедки, поставить стрелу в наклонное положение (120 градусов к горизонту);
При дальнейшем действии тягового усилия лебедки стрела примет вертикальное положение и в зависимости от места зацепления будет вытаскиваться (подниматься) передняя или задняя часть вытаскиваемого автомобиля.
Если при вытаскивании автомобиля грунтозацепы и опорные плиты будут утопать в грунт, то под них следует подложить брусья или бревна из подручных средств. В момент вытаскивания застрявшего автомобиля люди должны находиться от натянутых тросов не ближе 10 м.
В походное положение стрела-двунога переводится в порядке, обратном сборке. Стойки стрелы-двуноги в походном положении закрепляются на боковых бортах платформы, опорные плиты – на заднем борту платформы, а грунтозацепы и поперечина закрепляются под платформой. Блок с вилкой и растяжкой в сборе, захват, ось, серьга, подрессорники и тяги грунтозацепов укладываются в багажный ящик.
4.2.5.Такелажное оборудование
Такелажное оборудование предназначено для расширения возможностей тяговых эвакуационных средств при вытаскивании застрявших машин. К нему относятся:
· стальные канаты, предназначенные для присоединения объекта эвакуации к тягачу или лебедке, сборки схем полиспастов, крепления эвакуационного оборудования и других работ;
· блоки (одно-, двух-, трех- и четырехроликовые), применяемые для увеличения и изменения направления действия тягового усилия;
· анкерные устройства, служащие для закрепления тяговых средств на местности при вытаскивании застрявших машин и других работ (рис. 4.25);
· соединительные детали (рис. 4.26), предназначенные для соединения тросов, блоков, анкеров и других элементов такелажного оборудования в такелажные схемы.
Рис. 4.25. Установка анкеров:
1 – анкер; 2 – штырь; 3 – блок; 4 – серьга; 5 – соединительный палец
Рис. 4.26. Соединительные детали такелажного оборудования
1 – съемный коуш с клиновым креплением троса; 2 – зажим для троса; 3 – наконечник муфты; 4 – серьга; 5 – палец; 6 – сцепная серьга; 7 - петля
Для расширения возможностей тяговых эвакуационных средств при вытаскивании застрявших машин, а также для ремонта стальных тросов и замены вышедших из строя отдельных узлов и деталей эвакуационных тягачей ТК5В и ТГ4 предназначен групповой такелажный комплект (табл. 6.2, приложение 6). Он имеет массу 5570 кг, состоит из двух полукомплектов, которые перевозятся на автомобиле ЗИЛ-131 с гидрокраном мод. 4901 и на прицепе 2-ПН-2М. Групповой такелажный комплект может использоваться по частям и в полном объеме. При этом могут быть собраны различные такелажные схемы, увеличивающие передаточное число и соответственно общее тяговое усилие в 4…10 раз.