double arrow

Основные положения по эвакуации автомобильной техники

ЭВАКУАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В процессе эксплуатации и в ходе выполнения боевых задач войсками автомобильная техника, вооружение и военная техника на ее базе могут потерять подвижность в результате боевого повреждения, застревания на местности, опрокидывания, завала в укрытиях или затопления на водных преградах, а также из-за гибели экипажа.

Для обеспечения сохранности, последующего ремонта и возвращения в строй таких машин должна осуществляться их своевременная эвакуация, являющаяся составной частью системы восстановления ВАТ.

Эвакуация автомобильной техники, вооружения и военной техники на ее базе является составной частью автотехнического обеспечения боевой деятельности войск. Объектами эвакуации являются машины, потерявшие подвижность в результате застревания, повреждения или отсутствия экипажа.

Эвакуация машин включает комплекс мероприятий по поиску и обнаружению, вытаскиванию неисправных (застрявших) машин, приведению их в транспортабельное состояние и транспортирование с мест повреждения к маршрутам эвакуации, в места ремонта, на сборные пункты поврежденных машин или железнодорожные станции.

Эвакуация машин организуется командирами всех степеней и осуществляется эвакуационными частями и подразделениями, а также попутным или специально назначенным транспортом. Очередность эвакуации машин устанавливается с учетом их важности, технического состояния, места нахождения и степени заряженности.

Повреждения машин, для устранения которых требуется не более 1 часа, устраняются на месте. Трудоемкость эвакуационных работ, приемы и способы их выполнения зависят от характера боевых повреждений машин, уровня механизации эвакуационных работ, состояния маршрутов эвакуации и других факторов.

В ходе боя при массовом выходе из строя машин войска своими силами не могут обеспечить их эвакуацию. Для выполнения этой задачи привлекаются специальные подразделения и части объединений.

В мирное время эвакуация машин организуется для:

- доставки неисправных машин с мест выхода их из строя в часть (парк, район сосредоточения или ремонтное подразделение);

- вытаскивания машин из хранилищ, иных мест стоянки, производственных помещений в случае пожара, наводнения, других стихийных бедствий.

Эвакуацию машин из парков при пожаре и стихийных бедствиях организует дежурный по парку. При массовой эвакуации машин, а также в случаях тяжелых застреваний, глубокого затопления и в других подобных случаях работы организуют командиры воинских частей, в распоряжении которых находятся соответствующие подъемно-транспортные средства.

Процесс эвакуации связан с обеспечением перемещения застрявшего или поврежденного объекта и в общем случае предусматривает преодоление сил сопротивления движению (при ее вытаскивании или транспортировании) за счет прикладываемого средствами эвакуации тягового усилия.

На объект эвакуации могут действовать лобовые RЛ и касательные сопротивления грунта RТ, сопротивление подъему Ri, а также (очень незначительные) сопротивление сил инерции Rj и воздушной среды Rw (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Схема сил сопротивления движению объекта эвакуации:

Qм – вес объекта эвакуации; α – угол продольного уклона дороги; β – угол несовпадения направления перемещения объекта эвакуации с направлением положения тягового усилия

Чтобы правильно выбрать средства эвакуации необходимо по результатам осмотра объекта, оценки его технического состояния, сложности застревания или степени повреждения, а также условий выполнения эвакуационных работ определить ориентировочно величины сил сопротивления перемещению (движению) объекта и тягового усилия, развиваемого средством эвакуации.

Для ориентировочной оценки величины суммарного сопротивления перемещению при вытаскивании объектов эвакуации все возможные застревания по степени сложности делятся на легкие, средние, тяжелые и особо тяжелые (табл.4.1, приложение 4).

Легкое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению не превышает веса объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: застревание машины при движении по размокшим, заснеженным, разбитым участкам дорог, в окопах, оврагах, воронках, котлованах и других препятствиях на глубину, несколько превышающую дорожный просвет (рис. 4.2, 4.3 и 4.4).

Среднее застревание – величина суммарного сопротивления перемещению составляет от одного до трех весов объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: погружение машины в грунт по верх колеса (гусеницы) на размокших, разбитых участках дорог, в лесисто-болотистой местности, в на размокшей пахоте в период осенней распутицы

Рис 4.2. Легкое застревание автопоезда КрАЗ-260Д-8392

Рис. 4.3. Легкое застревание автомобиля КрАЗ-214 в заснеженном овраге

Рис. 4.4. Легкое застревание автомобильного крана 8Т-210 в заснеженном кювете, оврагах, воронках, котлованах; затопление машины в водоемах с глубиной до 5 м; опрокидывание – в овраге и др. (рис. 4.5 и 4.6).

Тяжелое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению не превышает пятикратного значения веса объекта эвакуации. Внешними признаками его являются: застревание машины в болоте и обвалившихся укрытиях с погружением в грунт до пола грузовой платформы или полным ее погружением в грунт; опрокидывание машины ходовой частью вверх; затопление машины с опрокидыванием на водной преграде глубиной 5-10 м и др. (рис. 4.7).

Рис. 4.5. Среднее застревание. Опрокидывание автомобиля КрАЗ-214 в овраге

Рис. 4.6. Среднее застревание гусеничного тягача АТ-Т при преодолении заболоченного луга

Особо тяжелое застревание – величина суммарного сопротивления перемещению превышает пятикратное значение веса объекта эвакуации. Внешними признаками его является: опрокидывание и полное погружение или вмерзание машины в болото; опрокидывание или затопление машины на водной преграде глубиной более 10 м с заболоченными или обрывистыми берегами и др.

Для эвакуации объекта необходимо, чтобы тяговые возможности средств эвакуации были достаточными для преодоления сил сопротивления перемещению (движению) объекта. При этом должны применяться наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, способствующие снижению сил сопротивлению перемещению объекта, а также приспособления для увеличения тягового усилия и обеспечения возможности его реализации по условиям сцепления средств эвакуации с грунтом.

В том случае, когда величина предельного тягового усилия средства эвакуации достаточна для вытаскивания или транспортирования объекта, но ее реализация по условиям взаимодействия с дорогой (грунтом) не обеспечена, применяют различные способы увеличения сцепления средств эвакуации с поверхностью дороги (грунта) или уменьшения удельного давления на нее.

Рис. 4.7. Тяжелое застревание легкого артиллерийского тягача АТ-Л в обвалившемся укрытии

Для повышения сцепления средств эвакуации с поверхностью дороги применяют:

- шины с рисунком протектора повышенной проходимости;

- цепи противоскольжения, грунтозацепы, противобуксовочные колодки и т.п. (рис. 4.8, 4.9 и 4.10);

- упоры, сошники, анкеры (рис. 4.11 и 4.12).

Рис. 4.8. Цепи противоскольжения:

а – для одинарных колес; б – для сдвоенных колес; 1 - продольная цепь;

2 – поперечная цепь; 3 – соединительное звено; 4 – замок

Рис. 4.9. Противобуксовочная колодка:

а – ромбовидная; б – прямая; 1 - уголок (50505); 2 – замок;

3 – колодка в сборе

Рис. 4.10. Установка дополнительного грунтозацепа (шпоры):

1 – болт; 2 – трак; 3 – шпора; 4 – шайба; 5 – гайка

Рис. 4.11. Установка башмаков под гусеницы для работы лебедки транспортера-тягача:

1 – гусеница; 2 – башмак; 3 – валик; 4 – серьга; 5 – цепь; 6 – буксирный крюк; 7 – трос лебедки; 8 – коуш; 9 – корма

Рис. 4.12. Анкеры со штырями с пальцами:

1 – анкер; 2 – штырь; 3 – палец

Уменьшение удельного давления на поверхность дороги (грунта) можно достичь применяя:

- шины низкого давления, широкопрофильные и арочные шины или уширенные гусеницы;

- средства эвакуации с централизованной системой регулирования давления в шинах;

- колейные мостики, фашины, колейные дорожки, настилы, маты, щиты и др. (рис. 4.13 и 4.14).

Рис. 4.13. Укладка колейных мостиков через препятствие

Рис. 4.14. Укладка колейных дорожек из прутьев

Если тягового усилия одного средства эвакуации недостаточно для вытаскивания или транспортирования объекта, то оно может быть увеличено путем:

- применения двух или нескольких средств эвакуации;

- использования простых и сложных полиспастов (рис. 4.15), увеличивающих тяговое усилие пропорционально их передаточному отношению (кратности) с учетом коэффициента полезного действия (приложение 5);

- применения стрелы-двуноги или рычагов (рис. 4.16 и 4.17).

Рис. 4.15. Принципиальные схемы простого и сложного полиспаста

Рис. 4.16. Схема применения стрелы-двуноги при вытаскивании объекта

Рис. 4.17. Применение рычага при вытаскивании застрявшего автомобиля

Величина фактического сопротивления перемещению при вытаскивании или транспортировании объектов зависит от способов их эвакуации.

В зависимости от характера силового взаимодействия средств и объекта эвакуации, эвакуация машин может осуществляться прямым перемещением, полуподъемом или подъемом (рис. 4.18).

Рис. 4.18. Способы перемещения объектов эвакуации

Прямым перемещением осуществляется:

- вытаскивание застрявших объектов с использованием тяги движителя средства эвакуации, лебедок, полиспастов;

- погрузка поврежденных объектов на прицепы, полуприцепы, сани, полозья и другие транспортные средства при помощи лебедок;

- транспортирование объектов различными способами.

Полуподъем применяется при вытаскивании застрявших объектов с использованием специально оборудованных эвакуационных тягачей или стрелы-двуноги. При полуподъеме тяговое усилие прикладывается под углом от 30 до 60 град., обеспечивая одновременный его подъем и перемещение. Этот способ позволяет в 1,3-2 раза уменьшить потребное тяговое усилие и сократить объем подготовительных работ.

Способом подъема осуществляется вытаскивание и погрузка объектов на средства эвакуации с использованием кранов, а также их транспортирование с помощью летательных аппаратов. При этом величина тягового усилия уменьшается более чем в 2 раза.

В зависимости от технического состояния ходовой части (исправна, частично повреждена, сильно разрушена) объекты эвакуации могут транспортироваться буксированием, в полупогруженном или в погруженном положении (рис. 4.19).

Рис. 4.19. Способы транспортирования объектов эвакуации

Буксирование – способ транспортирования объектов, при котором они перемещаются на собственной ходовой части с помощью колесного или гусеничного тягача.

Транспортирование объектов в полупогруженном положении – способ транспортирования, при котором путем установки передней (задней) части объекта эвакуации на транспортное оборудование эвакуационной машины или установки ее на платформу исключается контакт с дорогой поврежденных элементов ходовой части объекта.

Транспортирование в погруженном положении осуществляется путем перевозки объектов на платформе и в кузовах транспортеров, тягачей, прицепов или полуприцепов, при этом их ходовая часть полностью исключается из процесса перемещения.

Для умелой организации эвакуации поврежденных машин личный состав автомобильной службы должен знать средства эвакуации, их возможности и порядок выполнения эвакуационных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: