РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ В ВОЙСКОВЫХ РЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ
Машины, требующие ремонта, в мирное время характеризуются нарушением работоспособности вследствие износа, повреждения или разрушения агрегатов, механизмов, приборов, узлов и деталей, включая базовые.
Ремонтный фонд военного времени характеризуется наличием боевых повреждений от воздействия обычного и ядерного оружия.
Поэтому методы восстановления сопряжений и деталей, применяемые в войсковых ремонтных мастерских, зависят:
· от характеристики ремонтного фонда;
· предназначения ремонтных подразделений войскового звена - выполнять текущие ремонты машин на готовых агрегатах и только лишь при наличии времени в оборонительном бою (операции) они иногда могут использоваться для проведения среднего ремонта машин на готовых агрегатах.
При ведении боевых действий ремонтный фонд будет характеризоваться наличием боевых повреждении от воздействия обычного и ядерного оружия.
При воздействии обычного оружия повреждения машин проявляются в виде пробоин, разрывов, трещин и деформаций деталей кабины, системы охлаждения и смазки (радиаторы), шин, корпусов КП, РК и других повреждений в результате дробящего действия расширяющихся газов в местах взрыва, ударной волны и летящих осколков бомб, снарядов и мин.
В результате воздействия избыточного давления, ударной волны при ядерном взрыве деформируются: кабина, радиатор, топливные баки и кузов машины, кроме того, машина может быть опрокинута.
Световое излучение может привести к обугливанию, воспламенению и сгоранию машины. От воздействия проникающей радиации возможно повышение до опасных пределов искусственной радиоактивности, повреждение приборов ночного вождения.
Машины, требующие ремонта, в мирное время характеризуются нарушением работоспособности вследствие износа, повреждения или разрушения агрегатов, механизмов, приборов, узлов и деталей, включая базовые.
Корпусные детали, изготовленные из серого чугуна (блоки цилиндров, картеры КП, РК и др.), характеризуются износом посадочных мест, наличием трещин, обломов, пробоин и т.д.
Рамы могут иметь ослабление заклепочных соединений, перекосы и прогиб, а при старении машины - нарушение термической обработки (ремонту такие рамы не подлежат).
У стальных валов, шестерен и других деталей, размещенных внутри агрегатов, наблюдаются износы посадочных мест, шлицев и зубьев.
Детали кабин и крыльев, изготовленные из стального тонкого листа, деформируются, имеют порывы и пробоины.
Радиаторы и карбюраторы, изготовленные из цветных металлов, теряют герметичность, деформируются, имеют пробоины. В топливных баках, насосах и трубках топливной системы нарушается герметичность.
Приборы и детали электрооборудования отказывают, имеют обрывы проводки, повреждение изоляции и т.д.
Шины имеют износ протектора, проколы и пробоины.
Таким образом, машины, требующие ремонта в военное и мирное время, характеризуются нарушением работоспособности вследствие износа деталей, повреждений в результате нарушения режимов эксплуатации, а также вследствие боевых повреждений.
В зависимости от объема работ, необходимого для восстановления
работоспособности машины, она может быть подвергнута текущему, среднему или капитальному ремонту.
Трудоемкость ТР, СР и КР машин определяется: ремонтопригодностью и техническим состоянием машины, а также уровнем и состоянием производства, в котором ведется ремонт машины.
Различают трудоемкость ремонта, характеризующуюся трудозатратами на восстановление исправности машины, и трудоемкость восстановления только её работоспособности. Средние значения величины трудоемкостей ремонта машин приведены в табл. 5.1.
При восстановлении только работоспособности машин из-за отсутствия возможностей восстанавливать их исправность (во время ведения боевых действий) трудоемкость работ снижается ориентировочно на 30 %.
Машины, требующие ТР, характеризуются потерей работоспособности
отдельных деталей, узлов, приборов, для замены или восстановления которых, как правило, не требуется разборки машины, снятия платформы, кабины, других основных агрегатов. При ТР машины может заменяться один из основных агрегатов, кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины, двигателя и гидромеханической коробки передач многоосного автомобиля. Типовой перечень работ, выполняемый при ТР машин, приведен в приложении 7.
Анализ распределения общей трудоемкости текущего ремонта машин по агрегатам, механизмам и системам показывает, что наибольшая доля её
приходится на двигатель (включая систему смазки, охлаждения и питания)- до 22 %; механизмы управления - около 17 %; агрегаты трансмиссии – 12 %; ходовую часть и шины – 12 %; кабину, кузов и оперение – 10 %; электрооборудование и АКБ – 8 %. Общие слесарно-механические работы занимают 14 %, малярные – 5 %.
По видам объем работ при ТР ориентировочно составляет: крепежные -4...5 %; разборочно-сборочные - 30...46 %; электротехнические и по приборам питания 10...11 %; сварочные – 2...10 %; медницко-жестяницкие - 6...19 %; кузнечные - 2...3 %; слесарные - 7...8 %: токарные - 4...6 %; деревообделочные - 4...6 %; арматурные и обойные - 1...4 %; шиномонтажные и вулканизационные - 1...3 %; малярные - 3...5 %.
Таблица 5.1.
Трудоемкость ремонта машин, чел-ч
Тип, марка машины | Трудоемкость | ||||
текущего ремонта на 3000 км пробега | среднего ремонта на готовых агрегатах | капитального ремонта | |||
на готовых агрегатах в РВЧ | на ремонтных предприятиях в полном объеме | ||||
Автомобили многоцелевого назначения | |||||
УАЗ - 469 | 12,6 | 70…115 | 300…400 | ||
ГАЗ - 66 | 17,1 | 110…160 | 190…430 | ||
ЗИЛ - 131 | 18,6 | 136…195 | 220…550 | ||
ЗИЛ – 157 К | 23,4 | 115…165 | 150…470 | ||
УРАЛ – 375 | 25,2 | 160…230 | 400…700 | ||
КРАЗ – 255 Б | 25,2 | 190…270 | 340…740 | ||
Многоосные специальные шасси и многоосные тяжелые тягачи: | |||||
ЗИЛ – 135 ЛМ | 36,3 | 395…565 | |||
МАЗ - 543 | Нет данных | 550…785 | |||
МАЗ - 537 | 53,4 | 490…700 | |||
Гусеничные тягачи: | |||||
АТ - С | 18,45* | 400…645 | |||
АТС -59 | 18,45* | 530…780 | 330…1460 | ||
АТ - Т | 22,8* | 560…805 | 320…1500 | ||
ГТ - Т | 21,75* | 320…520 | |||
ГТ – СМ, ГТ - МУ | 21,45* | 210…310 | |||
МТ - ЛБ | 21,15* | 350…510 | 680…950 | ||
* - нa 1500 км пробега
На машинах, получивших боевые повреждения, увеличивается удельный вес сварочных, медницко-жестяницких работ и работ по ремонту приборов электрооборудования и системы питания. При этом в результате деформации деталей будут затруднены разборочно-сборочные работы.
Машины, требующие среднего ремонта, характеризуются утратой работоспособности в результате изнашивания, повреждения или разрушения агрегатов (включая основные), механизмов, узлов и деталей, в том числе базовых. На них требуется замена или КР не менее двух,- но не более половины основных агрегатов, исключая кузов легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины. Агрегаты или узлы, не требующие КР или замены, проверяются и при необходимости восстанавливаются ТР с выполнением регулировочных, крепежных, смазочных и других необходимых работ. Типовой перечень работ, выполняемых при СР машин, приведен в приложении 8.
Трудозатраты по видам работ на СР армейских автомобилей распределяются следующим образом: разборочно-сборочные по замене и ремонту агрегатов, узлов и деталей - 38...50 %; слесарно-механические - 8…18 %; медницко-жестяницкие – 5…15 %; кузнечные – 3…4 %; сварочные – 3…7 % ,; ремонт электрооборудования и приборов питания, ремонт и заряд АКБ – 4…6 %; столярные и обойные - 6…17 %; вулканизационные и шиномонтажные - 1...3 %; малярные - 4...5 %; испытание пробегом и устранение обнаруженных недостатков - 1...2 %.
На машинах, получивших боевые повреждения, увеличивается доля
медницко-жестяницких, сварочных, столярно-обойных работ с уменьшением доли работ по ремонту агрегатов.
Машины, требующие капитального ремонта, характеризуются утратой работоспособности вследствие износа, повреждения или разрушения деталей (в том числе базовых) большинства основных агрегатов, узлов и приборов. На машинах КР заменяются или капитально ремонтируются все агрегаты, узлы, приборы и изношенные детали.
При капитальном ремонте грузовых автомобилей ремонтные работы распределяются: разборка – 10 %; мойка – 5 %; дефектация – 5 %; восстановление деталей и ремонт узлов – 40 %; изготовление деталей – 10 %; комплектование – 2 %; сборка – 20 %; приработка и испытание – 5 %, окраска – 5 %.