Во второй четверти ХУ111 в. во Франции формируется Просвещение антифеодальное, общественно-политическое движение. Оно объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, юристов и т.д. Просветители были убеждены, что дствия людей проистекают из заблуждений, поэтому они были убеждены в особой, решающей роли знания и просвещения в социальном развитии. Они также высоко оценивали здравый смысл, умение человека самостоятельно мыслить, принимать решения. Сторонники Просвещения возвышали роль разума но отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. При этом среди деятелей просвещения была склонность к деизму - они принимали идею о божественном творении мира, но на этом роль божества заканчивалась - созданный мир самостоятельно существует и изменяется.
"Патриархами" французского Просвещения, заложившими его мировоззренческие основы, были Вольтер и Монтескье. Франсуа-Мари Аруэ /Вольтер,1699-1778/ продолжает линию сенсуализма, выступает против субъективного идеализма Беркли, лейбницевской предустановленной гармонии монад. Вольтер - за союз Философии с естествознанием. Он принимает атомистическую концепцию; важнейшие характеристики природных явлений - протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность.
Вольтер исповедует принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни. Он считал возможным преобразование Франции в "царство разума" мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, здесь главный источник ложных идей - церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми. Вольтер ведет резкую атаку на христианский клерикализм. При этом он, однако, видит и положительный момент в религии, поскольку она выполняет функцию обуздывания, является опорой морали.
Шарлъ_Луи Монтескье /1889-1755/ критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь. Справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме, на законах. В духе т.наз. географического детерминизма Монтескье показывает влияние природных условий на общественную жизнь. Кроме того, на общество влияет разум законодателей. Законодатель не должен действовать по своему произволу, он должен учитывать условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы.
Влиятельным идеологом демократических слоев "третьего сословия" был Жан-Жак Руссо /1712-1778/. Он - философ истории, моралист, психолог и педагог. Главный вопрос, волнующий его - проблема источника зла, неравенства.
В качестве "гипотезы" Руссо выдвигает мысль о первоначальном естественном состоянии людей, когда была нормальная жизнь. Но затем рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффективность труда, переход к оседлой жизни и т.д. привели к введению частной собственности, к имущественному неравенству. Частная собственность стала предпосылкой государства, под предлогом необходимости избежать антагонизмы "богатые" предложили "бедным" образовать государственную власть. Государство возникло путем общественного договора /вспомним Гоббса/. Но государство эволюционирует от правомерной к деспотической власти. И тогда народ имеет право выступить против деспотизма. Руссо выдвигает идею народного суверенитета. Власть в государстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, оно заслуживает насильственного свержения. Политический идеал Руссо - республика, экономической основой государства должна быть мелкая частная собственность при личном труде в земледелии и ремесле.
Руссо - один из реформаторов педагогики Нового времени. Он выдвинул идею естественного воспитания. Нужно способствовать развитию натуры человека / человек по природе своей добр/, изолировать от дурных влиянии, готовить человека к самостоятельности, активности, честности.
В общем движении Просвещения участвовали и Французские материалисты, прежде всего, Дени Дидро /1713-1784/, которые привлек к сотрудничеству в создании знаменитой "энциклопедии" многих деятелей просветительского движения. Идеи французского Просвещения приобретают международный характер / в Англии, Германии, России, Польше, Америке/