double arrow

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Во второй четверти ХУ111 в. во Франции формируется Просвещение антифеодальное, общественно-политическое движение. Оно объединило прогрессивно мыслящих


Во второй четверти ХУ111 в. во Франции формируется Просвещение антифеодальное, общественно-политическое движение. Оно объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, юристов и т.д. Просветители были убеждены, что дствия людей проистекают из заблуждений, поэтому они были убеждены в осо­бой, решающей роли знания и просвещения в социальном развитии. Они также высоко оценивали здравый смысл, умение человека самостоятель­но мыслить, принимать решения. Сторонники Просвещения возвышали роль разума но отношению к вере, выступали против церкви, абсолютиз­ма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. При этом среди деятелей просвещения была склонность к деизму - они принимали идею о божественном творении мира, но на этом роль божества заканчивалась - созданный мир самостоятельно существу­ет и изменяется.

"Патриархами" французского Просвещения, заложившими его мировозз­ренческие основы, были Вольтер и Монтескье. Франсуа-Мари Аруэ /Воль­тер,1699-1778/ продолжает линию сенсуализма, выступает против субъ­ективного идеализма Беркли, лейбницевской предустановленной гармонии монад. Вольтер - за союз Философии с естествознанием. Он принимает атомистическую концепцию; важнейшие характеристики природных явлений - протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность.

Вольтер исповедует принцип активной деятельности человека по улуч­шению условий своей жизни. Он считал возможным преобразование Франции в "царство разума" мирным путем. Монархи не делают этого пото­му, что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, здесь глав­ный источник ложных идей - церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответствен­ны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми. Вольтер ведет резкую атаку на христианский клерикализм. При этом он, однако, видит и положительный момент в религии, поско­льку она выполняет функцию обуздывания, является опорой морали.

Шарлъ_Луи Монтескье /1889-1755/ критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь. Справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме, на законах. В духе т.наз. географического детерминизма Монтескье показывает влияние природных условий на об­щественную жизнь. Кроме того, на общество влияет разум законодате­лей. Законодатель не должен действовать по своему произволу, он дол­жен учитывать условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы.

Влиятельным идеологом демократических слоев "третьего сословия" был Жан-Жак Руссо /1712-1778/. Он - философ истории, моралист, пси­холог и педагог. Главный вопрос, волнующий его - проблема источника зла, неравенства.




В качестве "гипотезы" Руссо выдвигает мысль о первоначальном ес­тественном состоянии людей, когда была нормальная жизнь. Но затем рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффектив­ность труда, переход к оседлой жизни и т.д. привели к введению част­ной собственности, к имущественному неравенству. Частная собственность стала предпосылкой государства, под предлогом необходимости избежать антагонизмы "богатые" предложили "бедным" образовать госу­дарственную власть. Государство возникло путем общественного дого­вора /вспомним Гоббса/. Но государство эволюционирует от правомер­ной к деспотической власти. И тогда народ имеет право выступить против деспотизма. Руссо выдвигает идею народного суверенитета. Власть в государстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, кото­рое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, оно заслуживает насильственного свержения. Поли­тический идеал Руссо - республика, экономической основой государства должна быть мелкая частная собственность при личном труде в зем­леделии и ремесле.

Руссо - один из реформаторов педагогики Нового времени. Он выд­винул идею естественного воспитания. Нужно способствовать развитию натуры человека / человек по природе своей добр/, изолировать от дурных влиянии, готовить человека к самостоятельности, активности, честности.

В общем движении Просвещения участвовали и Французские материа­листы, прежде всего, Дени Дидро /1713-1784/, которые привлек к сот­рудничеству в создании знаменитой "энциклопедии" многих деятелей просветительского движения. Идеи французского Просвещения приобре­тают международный характер / в Англии, Германии, России, Польше, Америке/

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: