Философские учения в Древней Индии

Мифологически-религиозные представления и зачатки философской мысли древней Индии изложены в Ведах. В Ведах - религиозные гимны, сведения о ритуале, социальных отношениях, размышления об устройст­ве мира, жизни человека и т.д. Отметим некоторые идеи Вед, оказав­шие наибольшее влияние на последующую философскую мысль.

В Ведах говорится, что есть три сферы вселенной: небо, земля и воздушное пространство между ними; им соответствуют три группы богов /всего 33 божества/. Но в дальнейшем выдвигается мысль о некоем еди­ном духовном начале Брахмане, стоящем выше богов. Вводится понятие Атман - человеческое сознание, душа. Утверждается, что тело смертно, душа вечна. Душа может переселяться из одной телесной оболочки в другую /это переселение называется самсара/. Переселение ее в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти /закон кармы/. Благочестивое поведение в конечном счете может осво­бодить душу от связи с телесностью /мокша, освобождение/.

Философские школы древней Индии принято подразделять на т.наз. не­ортодоксальные /не признающие безоговорочно авторитета Вед/, и признающие. Неортодоксальные - джайнизм, буддизм, чарвака-локаята; ортодоксальные - санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта. Обратим внимание на главные идеи этих школ.

Джайнисты в онтологии считают, что существуют пять субстанций: материя, время, пространство, покой, движение. Материя состоит из четырех элементов: земля, вода, огонь, воздух. Кроме того, каждое живое существо имеет душу. Душа привязана к материи некоей тончай­шей материальной оболочкой /карманашира/. Задача человека - достиг­нуть освобождения, для этого нужно разъединить душу и материю. Путь к этому: правильная вера, правильное познание и правильное поведе­ние. Джайнизм говорит о пяти видах познания - от обычного к яснови­дению и телепатии, о необходимости соблюдения 5 обетов, подчеркивая особую роль ненанесения вреда жизни /ахимса/.

В буддизме есть множество разнообразных концепций, но в них можно выделить некоторый общий комплекс идей. Прежде всего, это идея "сре­динного пути", о том, что нужно избегать крайностей /в том числе, и аскетизма/. Центральным пунктом буддизма является признание "че­тырех благородных истин" и "восьмеричного пути". Истины гласят: жизнь в мире полна страданий, существуют причины этих страданий, можно прекратить страдания и существует путь, ведущий к прекращению страданий. Этот путь включает в себя правильные взгляды, правильная решимость /преобразовать жизнь/, правильная речь, правильное пове­дение и т.д. В итоге наступает нирвана - угасание страстей, а вмес­те с ними и страданий. Нирвана гарантирует от перерождений. В буддиз­ме утверждается всеобщий закон причинности, развивается ученее о всеобщем изменении, о душе, как некоторой последовательности психи­ческих состояний. И т.д.

Материалистические тенденции в философии Древней Индии представ­лены в школе чарвака-локаята. Исходя из того, что единственный на­дежный источник познания - чувственное восприятие, локаятики счита­ют ошибочным веру в богов, переселение души, судьбы и т.п., посколь­ку все это выходит за пределы восприятий. Душа человека - результат особой комбинации материальных элементов и после смерти человека распадается на эти элементы. Чарваки говорили, что в жизни человека сочетаются страдания и наслаждения и нужно стремиться к максимуму наслаждений, но на основе духовной дисциплины.

Самая влиятельная из ортодоксальных школ - санкхья /термин "санкхья" переводится как "совершенное знание"/. В онтологии санкхъя исходит из того, что "ничего не может возникнуть из того, что не сушествует". Это означает, что любое следствие существует в причине /в потенциальном виде/. У мира в целом есть первая основа /пракри­ти/. Пракрити выступает в двух формах: вьякта /проявленная/ и а-вья-кта /непроявленная/. А-вьякта - это некий принцип материальности, возможность всех вещей; вьякта - это природа, совокупность сущест­вующих вещей. Далее говорится о том, что в Пракрити есть три гуны: саттва /блестящее, освежающее, легкое/, раджас /деятельное, стиму­лирующее/, тамас /пассивное и страдательное/. В непроявленной мате­рии гуны находятся в равновесии, с его нарушением образуются конк­ретные явления,

Кроме пракрити санкхья утверждает существование Пуруши чистый дух, сознание как таковое. Эволюция Вселенной начинается с контакта Пуруши с пракрити. Эволюция идет в двух направлениях - психическом / появляются органы чувств, органы действия, ум человека/ и физи­ческом / эфир, воздух, свет и т.д./.

Много внимания уделяется проблеме страдания. Люди стремятся из­бегнуть страданий, но все искусства, ремесла и т.д. могут принести лишь временное облегчение. Нужно идти другим путем. Страдания су­ществуют из-за неведения, когда у людей нет совершенного знания. Чтобы их избежать, нужно понять, в чем заключается наше истинное Я. Обычно мы понимаем Я как тело и чувства, ум и интеллект. На самом деле Я - это чистое сознание, верный и бессмертный дух. Когда мы это поймем, наше истинное Я перестанет подвергаться превратностям тела и души,освободится от страстей, будет спокойно существовать в са­мом себе. А в мировом процессе, когда пракрити осознает свою истин­ную природу, прекратится эволюция.

Философия йога в теоретическом отношении близка к санкхья. Не есть важное отличие: если санкхья видела путь избавления от страда­ний в приобретении "совершенного знания", то йога призывает к ог­раничению деятельности ума. На это нацелен "восьмеричный путь" йоги, предусматривается воздержание от грехов, дисциплина тела и ума, сос­редоточение и т.п. Йога решает проблему "освобождение" на пути отка­за от связей с внешним миром, самоуглубления и отказа от обычного мышления. При устранении аффектов мудрец достигает освобождения еще при жизни.

В школе вайшешика подчеркивается, что коренной причиной страда­ния является незнание. Нужно знать характеристики мира, понимать цикличность существавния его, судьбу /адришта/ как первоосновы со­зидания и разрушения.

В школе ньяя на первом плане вопросы о познании, его источниках, отличии истинного познания от ложного. Анализируются ошибки в логи­ческих рассуждениях, рассматриваются разновидности спора.

В школе миманса комментируются и разрабатываются предписания ри­туалов, развивается учение о пяти источниках правильного познания.

Веданта / "веданта" - "завершение Вед"/ утверждает, что единст­венная истинная реальность - духовное начало, Брахман, который тво­рит ум и материю. Человек состоит из тела и души, подлинная реаль­ность - душа /Атман/ как своего рода проекция Абсолюта /Брахмана/ на человеческую личность. Обычно человек способен понять нечто те­лесное, конечное; душа ошибочно связывает себя с телом. Но есть дру­гая возможность. Поскольку Атман - творение Брахмана, то самопозна­ние приближает человека к познанию Абсолюта. Нужно осознать тезис: "Ты есть То", где "То" - "имя Брахмана", а "Ты" - Атман. Когда нас­тупает мистическое слияние Атмана с Брахманом, происходит освобож­дение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: