double arrow

Курс лекций

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.

Тема 7.2. Проектирование основных участков авторемонтных предприятий.

Требования к знаниям и умениям студентов:

Должны знать: последовательность проектирования основных уча­стков, особенности проектирования участков 1, 2 и 3 классов.

Должны уметь: выполнять основные расчеты при проектирования, составлять планы производственных участков.

Содержание учебного материала

Последовательность проектирования основных участков. Особенно­сти проектирования участков 1, 2 и 3 классов. Планировка участков. Основные строительные требования.

Практические занятия.

Проектирование и планировка участков.

Цель курсового проектирования - закрепление и систематизация зна­ний студентов, полученных при изучении дисциплины «Ремонт автомобилей и двигателей», развитие навыков самостоятельной работы, практическое при­менение теоретических знаний при решении практических задач ремонтного производства.

Курсовой проект, в зависимости от тематики, может выполняться па­раллельно с изучением теоретического курса и после его окончания.

Задания на курсовое проектирование должны быть индивидуальными.

Задания разрабатываются преподавателями дисциплины "Ремонт ав­томобилей и двигателей" и утверждаются цикловой комиссией.

Тематика курсовых проектов определяется преподавателями по со­гласованию с цикловой комиссией по следующим направлениям:

· технологический процесс ремонта деталей (основное направление),

· проектирование производственных участков АРП.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки объемом 25-30 листов и графической части в объеме одного листа формата А1. Пояснительная записка должна содержать основные расчеты и пояснения, связанные с разработкой технологического процесса или проектированием участком, подбор средств технологической оснащенности, технологическую документацию (сборочный чертеж, ремонтный чертеж, маршрутную и операционную карты, операционные эскизы), а также экономическое обоснование разработанного технологического процесса.

Графическая часть, в зависимости от темы проекта, должна содержать сборочный чертеж несложного приспособления или планировку производственного участка (или отдельных рабочих мест).

ТЕМА: «Общие положения по ремонту автомобилей»

«Основы технологии КР автомобилей»

Литература:

1. Боднев А.Г., Шаверин Н.Н. Лабораторный практикум по ремонту

автомобилей: М.:Транспорт, 1989.

2. Дюмин И.Е., Трегуб Г.Г. Ремонт автомобилей: М.: Транспорт, 1995.

3. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей:

М.:Высшая школа, 2001.[для домашнего задания – источник (2)].

4. Румянцев С.И. Ремонт автомобилей: М.: Транспорт, 1988.[для домашнего

задания – источник (1)].

5. Суханов В.Н. ТО и ремонт автомобилей: Пособие по курсовому и

дипломному проектированию: М.: Транспорт, 1990.

Учебные вопросы:

1. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.

2. Виды, методы и система ремонта автомобилей.

3. Производственный и технологический процессы КР автомобилей.

4. Особенности и пути совершенствования технологии ремонта автомобилей.

1. Старением называется необратимое ухудшение рабочих характеристик деталей в процессе эксплуатации автомобилей.

В основе старения лежит явление физического изнашивания деталей, происходящее при эксплуатации автомобиля (1 случай), так и при его хранении (2 случай).

В первом случае имеют место износы первого рода, которые проявляются в изменении геометрических размеров и геометрической формы деталей, в снижении усталостной прочности их материала.

Во втором случае отмечаются так называемые износы второго рода, проявляющиеся в основном в изменениях, связанных с явлениями коррозии, потери жесткости, преобразованиями в структуре и свойствах некоторых материалов.

По мере роста наработки или с течением времени в состоянии автомобиля или его отдельных частей наступает предел, после которого использование автомобиля оказывается нецелесообразным: автомобиль (агрегат) достиг предельного состояния.

Предельным состоянием автомобиля (агрегата) называется такое состояние, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно.

Критериями предельного состояния автомобиля может быть:

· неустранимое нарушение требуемой безопасности;

· неустранимый выход технических характеристик за допустимые пределы;

· недопустимое снижение эффективности эксплуатации;

· необходимость проведения КР (эти критерии устанавливаются ТУ).

(Примеры: повреждение блока цилиндров, предельный износ шеек коленвала, предельный износ цилиндропоршневой группы и т.д.).

Автомобиль может находиться в следующих состояниях:

· исправном;

· работоспособном;

· неработоспособном;

· предельном.

Схема основных состояний и событий:

Переход объекта из неработоспособного (неисправного) состояния в работоспособное осуществляется с помощью операции восстановления или ремонта.

Переход объекта из предельного состояния в работоспособное осуществляется с помощью ремонта, при котором происходит восстановление ресурса объекта в целом.

2. Ремонт – представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.

Изделия – автомобили, автобусы и их агрегаты.

Составные части – агрегаты, сборочные единицы (автомобилей).

По степени восстановления ресурса ремонт может быть:

капитальным;

текущим.

Капитальный ремонт (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей (80%).

Текущий ремонт (ТР) – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов и узлов на пробеге, не меньшим, чем до очередного ТО-2).

Ремонт бывает плановый и неплановый.

Плановый ремонт – ремонт, постановка, на которой осуществляется в соответствии с требованиями НТД (нормативная техническая документация).

Неплановый ремонт – ремонт, постановка изделий, на которой осуществляется без предварительного назначения, с целью устранения последствий отказов и происшествий.

Базовой частью легкового автомобиля являются – кузов;

грузового автомобиля – рама.

К базовым деталям агрегатов относятся:

§ в двигателе – блок цилиндров;

§ в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме – картер;

§ в переднем мосту – балка переднего моста или поперечина независимой подвески;

§ в кузове или кабине – корпус;

§ в раме – продольные балки.

КР автомобиля предусматривает полную его разборку, дефектацию, восстановление или замену деталей; КР или замену агрегатов и узлов; сборку, регулировку и испытание.

КР агрегата включает его полную разборку, дефектацию, восстановление или замену деталей, сборку, регулировку и испытание.

Агрегат направляется в КР если:

§ базовая и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата;

§ работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно проведением текущего ремонта.

За срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному КР, не считая КР агрегатов и узлов до и после КР автомобиля.

Применение КР полнокомплектных автомобилей следует максимально ограничивать вплоть до полного исключения за счет замены агрегатов и узлов, требующих КР, исправными из фонда оборотных агрегатов.

По регламенту выполнения:

Регламентированный – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объемах, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию – плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в НТД, а объем и момент начала работы определяется техническим состоянием.

Методы ремонта:

Необезличенный метод – метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру.

Обезличенный метод – метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных частей к определенному экземпляру.

Агрегатный метод – обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными.

На автомобильном транспорте принята планово-предупредительная система ремонта. При этой системе ремонт основывается на плановых началах и имеет своей целью предупреждение непредвиденного (аварийного) отказа автомобиля в работе.

Плановый характер ремонта, с одной стороны, предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает регулярное получение информации о технологическом состоянии автомобилей, с другой – предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до выхода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте.

Предупредительная цель системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта агрегатов и автомобилей в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей.

Ремонтопригодностью – называется свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта.

Ремонтопригодность представляет собой одно из четырех свойств комплексной характеристики автомобилей, называемой надежностью, и тесно связана с другими его свойствами:

· безотказностью;

· долговечностью;

· сохраняемостью.

Чем выше уровень этих свойств, тем меньше затрат времени, труда и средств по поддержанию и восстановлению работоспособности автомобилей и тем выше, следовательно, ремонтопригодность.

Ремонтопригодность автомобиля (агрегата) определяется совершенством его конструкции, качеством изготовления, условиями использования, ремонта и ТО.

3. Производственным процессом называется совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта продукции.

Под производственным процессом КР следует понимать совокупность основных и вспомогательных работ, выполняемых в условиях конкретного АРП в целях превращения неработоспособной автомобильной техники, достигшей предельного состояния, в работоспособные объекты с требуемым ресурсом.

Основные работы: разборка, мойка и очистка, дефектация и сортировки, восстановление и изготовление деталей, комплектование и сборка, испытание и окраска.

Вспомогательные работы: транспортирование, складские операции, содержание и ремонт оборудования и зданий, технический контроль, материально-техническое снабжение, обеспечение производства инструментом и всеми видами энергии.

Технологическим процессом называется часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда, который может быть отнесен к изделию, его составной части или к методам обработки формообразования или сборки (заготовки и изделия).

В соответствии с этим на АРП наряду с понятием технологического процесса КР автомобилей (агрегатов) разрабатываются и осуществляются отдельные технологические процессы (разборки, мойки, дефектации и т.д.).

Технологический процесс состоит из технологических операций, каждая из которых представляет законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.

В свою очередь, технологическая операция включает ряд элементов:

· технологический переход;

· вспомогательный переход;

· установ;

· позиция.

Технологическим переходом – называют законченную часть технологической операции, выполняемую одними и теми же средствами технологического оснащения (оборудование, оснастка, приспособления) при постоянных технологических режимах и установке.

Вспомогательный переход –законченная часть технологической операции, состоящая из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением свойств предметов труда, но необходимы для выполнения технологического перехода (например: закрепление заготовок, смена инструмента).

Установ – часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемых заготовок или собираемой сборочной единицы.

Позицией – называется фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования при выполнении определенной части операции.

Технологический процесс КР грузового автомобиля:

· снимают АКБ, приборы питания и электрооборудования и направляют автомобиль на площадку хранения ремонтного фонда.

· автомобиль буксиром переводят на транспортирующий конвейер поста наружной мойки;

· после поста наружной мойки автомобиль подают на пост предварительной разборки, где с него снимают:

а) платформу;

б) спинки и сидения;

в) стекла;

г) обивку и арматуру кабины;

д) саму кабину;

е) топливные баки (все это отправляют на соответствующие посты для ремонта).

· подготовка автомобиля к полной разборке:

а) повторная мойка;

б) слив смазки из картеров;

в) выпаривание картеров водяным паром;

· транспортером автомобиль подается на пост полной разборки, где с него снимают:

а) механизм управления;

б) силовой агрегат;

в) карданные валы;

г) передний и задний мосты;

д) узлы подвески;

е) приводы тормозной системы (все снятые агрегаты и узлы направляют на специализированные участки (цехи) и посты для последующего ремонта).

· оставшуюся в конце разборки раму подвергают мойке и отправляют в ремонт.

Группы работ, составляющие 4 этапа КР автомобиля:

Первый этап – разборка автомобиля и мойка;

Второй этап – ремонт агрегатов и узлов;

Третий этап – общая сборка на специализированных постах или на поточных линиях; (заправляется топливом и подается на испытания).

Четвертый этап – испытания, проводятся пробегом или на испытательных стендах с беговыми барабанами. После испытаний в дорожных условиях подвергают мойке, неисправности устраняют, при необходимости подкрашивают, сдают представителю ОТК или непосредственно заказчику.

4. В повышении качества и эффективности КР автотранспортных средств решающую роль играет совершенствование технологии всех видов ремонтных работ.

Качество моечно–очистных работ может быть значительно улучшено за счет использования новых эффективных моющих растворов и высокопроизводительных устройств, а также созданием систем по замкнутому циклу с регенерацией и многократным использованием моющих составов.

Применение наружной мойки автомобиля методом погружения в горячие моющие составы, при котором совмещаются наружная мойка автомобиля с мойкой агрегатов, вываркой рам и кабин.

Разборка должна идти в направлении повышения производительности и качества разборки резьбовых, заклепочных и прессовых соединений.

Совершенствование процесса дефектации – это внедрения новых средств обнаружения дефектов и разборка и использование рационального порядка контроля, при наименьшем количестве проверок, внедрение автоматизированных систем дефектации.

Решающим условием улучшения технологии КР следует считать совершенствование технологических процессов восстановле­ния деталей и в первую очередь базовых и основных деталей автомобиля и его агрегатов. Новые технологические процессы восста­новления деталей наряду с обеспечением высокого качества ремонта должны удовлетворять требованию экономии всех видов ресурсов.

Совершенствование испытаний автомобилей и агрегатов после КР должны быть направлены на разработку и внедрение технологических процессов автоматизированных испытаний, а также на ускорение и повышение качества приработки, а также создание на АРП диагностических станций для комплексной проверки автомобилей или агрегатов до и после ремонта.

Технологический процесс окраски объектов должен быть совершенным на всех стадиях в интересах улучшения качества покрытия и повышения производительности работ. Рекомендуется применять окраску распылением в электрическом поле и в ваннах с электрофорезом. Сушку производить терморадиационным способом с использованием инфракрасных лучей и терморадиационно - конвективную.

Д/з: 1. Изучить материал по (1), Гл. 1, 2.выполнить в конспект Рис. 2.1, 2.2.

(2), Гл. 1, с.3-17, Рис. 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: