ТЕМА: «Мойка и очистка деталей»

Учебные вопросы:

1. Значение моечно-очистных работ.

2. Мойка и обезжиривание объектов ремонта.

3. Очистка деталей от нагара, накипи, коррозии и старой краски.

4.Организация рабочих мест и техника безопасности (отработать самостоятельно, (1), с.49-50).

1. Моечно-очистные работы представляют собой ряд многостадийных операций мойки и очистки объектов ремонта, способствующих повышению качества ремонта, обеспечению необходимых санитарно-гигиенических условий работы разборщиков и повышению производительности их труда.

Особенно велико влияние моечно-очистных работ на качество и ресурсы отремонтированных автомобилей и их агрегатов (ресурс отремонтированных агрегатов увеличивается на 25-30% и на 15-20% повышается производительность труда разборщиков).

* Вычертить на доске и дать под запись Рис. 7.1. «Виды загрязнений объектов ремонта», (1), с. 41.

 
 

Моечно-очистные работы можно разделить на следующие стадии:

· мойка шасси;

· мойка подразобранных агрегатов;

· мойка и очистка деталей.

* (Струйные моющие машины; мойка погружением) – пояснить по плакату их устройство и принцип действия.

2. Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении загрязнений с поверхностей деталей и переводе их в моющий раствор в виде растворов и дисперсий, для этого на АРП прим. моющие средства и специальное оборудование (смс – лабомид и растворы каустика и кальцинированной соды).

Существует большое количество моющих растворов для обезжиривания деталей:

Компоненты Содержание компонентов в растворе для мойки деталей, %
Из чугуна и стали Из сплавов алюминия
         
Кальцинированная сода 5,50 - 10,00 - 1,00
Компоненты Из чугуна и стали Из сплавов алюминия
         
Каустическая сода 0,75 2,00 00,00 0,10-0,20 -
Тринатрийфосфат 1,00 5,00 - - -
Нитрат натрия - - - 0,15-0,25 -
Жидкое стекло - 3,00 - - -
Хромчик - - 0,10 - 0,55
Хозяйственное мыло 0,15 - - - -

Силикат натрия (жидкое стекло).

Состав СМС

Компоненты СМС Марка и состав МС, в %
МС-6 МС-8 МС-15 Лабомид 101 Лабомид 203
Сода кальцинированная          
Триполифосфат натрия          
Метасиликат натрия       16,5  
Синтанол ДС-10   - - 3,5  
Синтамид - 5 -   - - -
Алкилсульфаты - - - -  
Оксифос Б - -   - -

Растворы моющих средств лабомид–203, МС-8, МС-15 в 3-4 раза эффективнее растворов каустической соды.

Для устранения пенообразования в раствор следует вводить 0,2-0,3% пеногасящих добавок (ДТ, керосин, Уайт-спирит) к объему раствора. Пеногасители вводят по мере образования пены.

Для очистки погружением рекомендуется лабомид – 203, МС-8 и МС-15 с концентрацией 20-30 кг/м³ и tº = 80-100 ºC.

Для удаления асфальтосмолистых отложений с деталей можно использовать растворители и растворяющие эмульсирующие средства (РЭС).

Хлорированные   Ароматические   Предельные  
тетрахлорэтилен, трихлорэтилен, хлористый метилен, дихлорэтан ксилол дизельное топливо, керосин, бензин, Уайт-спирит  

3. Очистка деталей от нагара, накипи и продуктов коррозии производится механическим, термохимическим и комбинированным методами.

Механическая очистка – металлические щетки, косточковая крошка, металический песок, гидропесконструйная обработка.

Термохимический метод – очистка деталей в щелочном растворе

– tº = 400±20 ºC;

65% - едкого натрия,

30% - азотнокислого натрия,

5% - хлористого натрия.

Для очистки применяются установки ОМ-944 и ОМ-5458.

Установка состоит из 4-х ванн:

1 – щелочной раствор 5-10 мин. => разрушение загрязнений;

2 – проточная вода => перепад температур, бурное парообразование, способствуют рыхлению остатков нагара, накипи;

3 – кислотная обработка (травление) => осветление поверхности деталей и нейтрализация остатков щелочи => фосфорная кислота 85кг/м³ + хромовый ангидрид

tº = 30±5 ºC;

4 – горячая вода в чистой ванне.

Общее время 20-25 минут.

Комбинированный метод – ультразвуковой, виброабразивный и метод с использованием электрогидравлического эффекта.

Для мойки точных деталей (подшипники, плунжерные пары) применяют бензин с последующей промывкой их веретеным маслом.

При очистке деталей электрооборудования используют керосин и бензин, заменителем может служить раствор:

40% сульфонефтяных кислот;

8% минеральных масел;

1% серной кислоты,

остальное вода, прим. только при механизированной мойке, не подогревают, добавляют до 1% хромника для предохранения деталей от коррозии.

Накипь удаляют раствором тринатрийфосфата (3-5 кг/м³ воды) и 8-10% соляной кислоты. Для предохранения деталей от коррозии добавляют 3-4 г/л технического уротропина. tº раствора 50-60 ºС, продолжительность мойки 50-70 мин.

Старую краску удаляют обработкой щелочным раствором каустической соды (80-100 кг/м³) при tº 80-90 ºС. Время обработки 60-90 мин. Затем промывают горячей водой в установках ванного или струйного типа. Завершают пассированием поверхности деталей в ванне с раствором нитрата натрия (5 кг/м³) при tº = 50-60 ºС.

Можно удалять краску смывками и растворителями, скорость 5-30 мин., расход 0,15-0,25 кг/м².

Растворители Р-4, № 646, 647.

Очистка от консервационных смазок – лабомид 101 =>10 кг/м³, tº = 80-90 ºС.

Очистку деталей от технических загрязнений (пыль, стружка, смазочная эмульсия) ведут в машинах струйного типа под давлением 0,4-0,6 МПа, тринитрофосфат или нитрат натрия (3-5 кг/м³), при tº = 75-85 ºС.

Поддерживание моющей способности раствора зависит от контроля за его концентрацией, производится по плотности раствора с помощью индикаторной бумаги или методом титрования.

Качество моечно-очистных работ оценивается степенью удаления всех загрязнений. Контроль осуществляется визуально (осмотром), протиранием бумагой или салфетками, проверкой на смачивание, освещением ультрафиолетовыми лучами, взвешиванием и т.п.

Д/з: (1) Гл. 7, с.41-50, Рис. 7.1.

(2) Гл. 5, с.52-82, Рис. 5.3., Табл. 5.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: