Учебные вопросы:
1. Значение моечно-очистных работ.
2. Мойка и обезжиривание объектов ремонта.
3. Очистка деталей от нагара, накипи, коррозии и старой краски.
4.Организация рабочих мест и техника безопасности (отработать самостоятельно, (1), с.49-50).
1. Моечно-очистные работы представляют собой ряд многостадийных операций мойки и очистки объектов ремонта, способствующих повышению качества ремонта, обеспечению необходимых санитарно-гигиенических условий работы разборщиков и повышению производительности их труда.
Особенно велико влияние моечно-очистных работ на качество и ресурсы отремонтированных автомобилей и их агрегатов (ресурс отремонтированных агрегатов увеличивается на 25-30% и на 15-20% повышается производительность труда разборщиков).
* Вычертить на доске и дать под запись Рис. 7.1. «Виды загрязнений объектов ремонта», (1), с. 41.
Моечно-очистные работы можно разделить на следующие стадии:
· мойка шасси;
· мойка подразобранных агрегатов;
· мойка и очистка деталей.
* (Струйные моющие машины; мойка погружением) – пояснить по плакату их устройство и принцип действия.
2. Сущность процесса мойки и обезжиривания состоит в удалении загрязнений с поверхностей деталей и переводе их в моющий раствор в виде растворов и дисперсий, для этого на АРП прим. моющие средства и специальное оборудование (смс – лабомид и растворы каустика и кальцинированной соды).
Существует большое количество моющих растворов для обезжиривания деталей:
Компоненты | Содержание компонентов в растворе для мойки деталей, % | ||||
Из чугуна и стали | Из сплавов алюминия | ||||
Кальцинированная сода | 5,50 | - | 10,00 | - | 1,00 |
Компоненты | Из чугуна и стали | Из сплавов алюминия | |||
Каустическая сода | 0,75 | 2,00 | 00,00 | 0,10-0,20 | - |
Тринатрийфосфат | 1,00 | 5,00 | - | - | - |
Нитрат натрия | - | - | - | 0,15-0,25 | - |
Жидкое стекло | - | 3,00 | - | - | - |
Хромчик | - | - | 0,10 | - | 0,55 |
Хозяйственное мыло | 0,15 | - | - | - | - |
Силикат натрия (жидкое стекло).
Состав СМС
Компоненты СМС | Марка и состав МС, в % | ||||
МС-6 | МС-8 | МС-15 | Лабомид 101 | Лабомид 203 | |
Сода кальцинированная | |||||
Триполифосфат натрия | |||||
Метасиликат натрия | 16,5 | ||||
Синтанол ДС-10 | - | - | 3,5 | ||
Синтамид - 5 | - | - | - | - | |
Алкилсульфаты | - | - | - | - | |
Оксифос Б | - | - | - | - |
Растворы моющих средств лабомид–203, МС-8, МС-15 в 3-4 раза эффективнее растворов каустической соды.
Для устранения пенообразования в раствор следует вводить 0,2-0,3% пеногасящих добавок (ДТ, керосин, Уайт-спирит) к объему раствора. Пеногасители вводят по мере образования пены.
Для очистки погружением рекомендуется лабомид – 203, МС-8 и МС-15 с концентрацией 20-30 кг/м³ и tº = 80-100 ºC.
Для удаления асфальтосмолистых отложений с деталей можно использовать растворители и растворяющие эмульсирующие средства (РЭС).
Хлорированные | Ароматические | Предельные |
тетрахлорэтилен, трихлорэтилен, хлористый метилен, дихлорэтан | ксилол | дизельное топливо, керосин, бензин, Уайт-спирит |
3. Очистка деталей от нагара, накипи и продуктов коррозии производится механическим, термохимическим и комбинированным методами.
Механическая очистка – металлические щетки, косточковая крошка, металический песок, гидропесконструйная обработка.
Термохимический метод – очистка деталей в щелочном растворе
– tº = 400±20 ºC;
65% - едкого натрия,
30% - азотнокислого натрия,
5% - хлористого натрия.
Для очистки применяются установки ОМ-944 и ОМ-5458.
Установка состоит из 4-х ванн:
1 – щелочной раствор 5-10 мин. => разрушение загрязнений;
2 – проточная вода => перепад температур, бурное парообразование, способствуют рыхлению остатков нагара, накипи;
3 – кислотная обработка (травление) => осветление поверхности деталей и нейтрализация остатков щелочи => фосфорная кислота 85кг/м³ + хромовый ангидрид
tº = 30±5 ºC;
4 – горячая вода в чистой ванне.
Общее время 20-25 минут.
Комбинированный метод – ультразвуковой, виброабразивный и метод с использованием электрогидравлического эффекта.
Для мойки точных деталей (подшипники, плунжерные пары) применяют бензин с последующей промывкой их веретеным маслом.
При очистке деталей электрооборудования используют керосин и бензин, заменителем может служить раствор:
40% сульфонефтяных кислот;
8% минеральных масел;
1% серной кислоты,
остальное вода, прим. только при механизированной мойке, не подогревают, добавляют до 1% хромника для предохранения деталей от коррозии.
Накипь удаляют раствором тринатрийфосфата (3-5 кг/м³ воды) и 8-10% соляной кислоты. Для предохранения деталей от коррозии добавляют 3-4 г/л технического уротропина. tº раствора 50-60 ºС, продолжительность мойки 50-70 мин.
Старую краску удаляют обработкой щелочным раствором каустической соды (80-100 кг/м³) при tº 80-90 ºС. Время обработки 60-90 мин. Затем промывают горячей водой в установках ванного или струйного типа. Завершают пассированием поверхности деталей в ванне с раствором нитрата натрия (5 кг/м³) при tº = 50-60 ºС.
Можно удалять краску смывками и растворителями, скорость 5-30 мин., расход 0,15-0,25 кг/м².
Растворители Р-4, № 646, 647.
Очистка от консервационных смазок – лабомид 101 =>10 кг/м³, tº = 80-90 ºС.
Очистку деталей от технических загрязнений (пыль, стружка, смазочная эмульсия) ведут в машинах струйного типа под давлением 0,4-0,6 МПа, тринитрофосфат или нитрат натрия (3-5 кг/м³), при tº = 75-85 ºС.
Поддерживание моющей способности раствора зависит от контроля за его концентрацией, производится по плотности раствора с помощью индикаторной бумаги или методом титрования.
Качество моечно-очистных работ оценивается степенью удаления всех загрязнений. Контроль осуществляется визуально (осмотром), протиранием бумагой или салфетками, проверкой на смачивание, освещением ультрафиолетовыми лучами, взвешиванием и т.п.
Д/з: (1) Гл. 7, с.41-50, Рис. 7.1.
(2) Гл. 5, с.52-82, Рис. 5.3., Табл. 5.2.