Учебные вопросы:
1. Способы сборки. Сборка типовых соединений и передач.
2.Сборка агрегатов, технологический процесс сборки. (отработать самостоятельно, (1), с.74-79).
3. Приработка и испытание агрегатов.
1. Сборку агрегатов автомобилей осуществляют из предварительно собранных отрегулированных и испытанных узлов с выполнением в полном объеме необходимых регулировочных и контрольных операций приработки, обкатки и испытаний. Сборочный процесс составляет 20…40% общей трудоемкости ремонта автомобиля и является завершающей стадией сборки автомобиля.
Сборку подразделяют на узловую и общую.
Под узловой понимают последовательную сборку подгрупп и групп, а под общей – сборку готовых изделий.
Технологический процесс сборки складывается из ряда операций, заключающихся в соединении деталей в узлы, а узлов в агрегаты и автомобиль, отвечающий требованиям чертежей и ТУ.
При сборке применяются соединения: резьбовые, прессовые, шлицевые, шпоночные и другие, а из передач – зубчатые.
|
|
Сборка резьбовых соединений- 25-30% соединений деталей, при резьбовых соединениях должно быть обеспечено:
соосность осей болтов, шпилек, винтов и резьбовых отверстий и необходимая плотность посадки в резьбе;
отсутствие перекосов торца гайки или головки болта относительно поверхности сопрягаемой детали, т.к. перекос является основной причиной обрыва винтов и шпилек;
соблюдение очередности и постоянство усилий затяжки группы гаек (головка цилиндров и др.).
где: Р – сила затяжки, Н; d – Ø номинальный резьбы, М.
Сборка прессовых соединений, качество сборки формируется под воздействием следующих факторов:
· материала сопрягаемых деталей;
· геометрических размеров;
· формы и шероховатости поверхностей;
· соосности деталей;
· прилагаемого усилия;
· наличия смазки и др.
Используются универсальные г/прессы, при сборке с натягом необходимо знать величину усилия запрессовки, т.к. от него подбирается необходимое оборудование.
Сборка зубчатых передач, зубчатые колеса насаживают на посадочные поверхности валов с небольшим зазором или натягом, вручную или при помощи специальных приспособлений.
Процесс сборки зубчатых передач заключается в установке и закреплении их на валу, проверке и регулировке этих передач.
Для правильного зацепления зубчатых цилиндрических колес необходимо, чтобы оси валов лежали в одной плоскости и были параллельны. Их выверка производится регулированием положения гнезд под подшипники в корпусе. После установки зубчатые колеса проверяют по зазору, зацеплению и контакту.
На вновь собираемых зубчатых передачах допускаются следующие величины зазоров:
|
|
боковой зазор ,
где: b = 0,02…0,1 – коэффициент, принимается в зависимости
от окружной скорости и типа передач;
m – модуль, мм.
радиальный зазор. .
Качество сборки конических передач определяется правильностью пересечения осей валов передачи, точностью углов между осями колес и величинами бокового и радиального зазора.
Отклонения δ для осей конических зубчатых колес устанавливаются в зависимости от величины модуля: .
Зазоры в передачах с конических зубчатых колесами регулируют перемещением парных колес вдоль вала.
Червячные передачи требуют более точного изготовления и сборки, их работа зависит от наличия и величины бокового зазора между нитками червяка и зубьями колеса и опр.
,
mТ – торцевой модуль передачи.
Сборка шлицевого соединения, центрование детали может производится по наружному диаметру выступов вала или по внутреннему диаметру впадин вала и боковым сторонам шлицев. (в основном в автомобиле применяется первый тип) и может быть третий вид – это центрование детали только по боковым сторонам, применяется в том случае, если на валу более 10 шлицев.
После сборки шлицевого соединений нужно проверить детали (шестерни) на биение. Проверку выполняют на проверочной плите, устанавливая вал в центра или на призмы. Проверка на биение производится с помощью индикатора.
При подвижной посадке шестерня должна свободно перемещаться по валу без заедания и в то же время не качаться.
Сборка конусных соединений, особое внимание обращается на прилегание конусных поверхностей, их развертывают или притирают с помощью паст, проверяют по цвету или краской. Чтобы работало правильно, оно должно иметь натяг, если нет натяга – оно быстро разрабатывается.
Сборка шпоночных соединений (призматические – обыкновенные, сегментные шпонки), особое внимание подгонке шпонок по торцам и зазору по наружной стороне шпонки (т.к. через торцы шпонок обычно передаются Мкр от одной детали к другой и они должны быть очень точно пригнаны).
Сборка деталей машин с подшипниками качения, при запрессовке размер его колец изменяется: внутреннее увеличивается, наружное – уменьшается, это вызывает уменьшение зазора между рабочими поверхностями колец и шариков.
Внутреннее кольцо, сопряженное с цапфой вала, должно иметь посадку с натягом, а наружное – с небольшим зазором так, чтобы кольцо имело возможность во время работы незначительно проворачиваться.
Широкое распространение в авторемонтном производстве находят сварные, паяные и заклепочные соединения, применяются в основном, когда необходимо упростить сборку, особенно в тех случаях, когда затруднен доступ к одной из соединяемых деталей.
3. Приработка и испытание является завершающей операцией в технологическом процессе ремонта агрегатов, основными задачами являются:
· подготовка агрегата к восприятию эксплуатационных нагрузок;
· выявление возможных дефектов, связанных с качеством восстановления деталей и сборки агрегатов;
· проверка характеристик агрегатов в соответствии с требованиями ТУ или другой нормативной документации.
Под приработкой понимается совокупность мероприятий направленных на изменение состояния сопряженных поверхностей трения с целью повышения их износостойкости.
В процессе приработки изменяются микрогеометрия и микротвердость поверхностей трения, сглаживаются отклонения от правильной геометрической формы.
Установлено, что в первый период приработки происходит интенсивное выравнивание шероховатостей, объясняющее интенсивное изнашивание и резкое падение потерь на трение.
Процесс снятия микронеровностей обычно продолжается десятки минут, а микрогеометрическая приработка заканчивается через 30…40 часов (при этом двигатель должен быть собран по ТУ).
|
|
Для определения условий работы детали существует некоторая оптимальная шероховатость, при которой интенсивность изнашивания имеет наименьшее значение. Отклонение состояния поверхности от оптимального как в сторону меньшей, так и в сторону большей шероховатости ведет к увеличению интенсивности изнашивания. При одинаковых условиях изнашивания (трущиеся материалы, режим работы, смазка), после приработки устанавливается примерно одинаковая, с точки зрения износа, шероховатость, не зависящая от первоначальной, полученной при механической обработке.
Приработка и испытание двигателей включают следующие стадии:
· холодная приработка, когда коленчатый вал двигателя принудительно приводится во вращение от постоянного источника энергии;
· горячая приработка без нагрузки; при работающем
· горячая приработка под нагрузкой двигателе.
Завершают приработку снятием контрольной точки характеристики двигателя по эффективной мощности на тормозном стенде. При этом в процессе испытания на стенде выявляются дефекты двигателя, подлежащие устранению – это есть завершающий этап КР двигателя.
Полная приработка двигателя так же, как и остальных агрегатов, состоит из двух этапов: макро- и микрогеометрических приработок. В целях сокращения времени приработки двигателей рекомендуется в моторные масла вводить присадки на основе моноолеата меди.
Режим приработки и испытания двигателей обуславливают следующие требования к оборудованию испытательных станций:
· испытательные стенды должны иметь приводные и нагрузочные устройства;
· испытательные стенды должны быть оснащены измерительными устройствами и приборами для определения величины тормозного момента, частоты вращения коленвала, аппаратурой для соблюдения режимов смазки и охлаждения двигателей;
· стенд должен быть автоматизирован, чтобы плавно повышать частоту вращения коленвала и нагрузки.
Испытание коробки передач, отработать самостоятельно
|
|
Испытание заднего моста, с записью в конспект (1), с.80…81
Испытание амортизаторов,
и их приработка.
Стадии приработки и испытания двигателя ЗиЛ–130
Холодная приработка: 1. 400 – 600 -1 → 15 мин.
2. 800 – 1000 -1 → 20 мин.
Горячая без нагрузки: 1. 1000 – 1200 -1 → 20 мин.
2. 1500 – 2000 -1 → 15 мин.
Горячая с нагрузкой: 1. 1600 – 2200 -1 → 25 мин. → 11–15 КВт.
2. 2500 – 2800 -1 → 25 мин. → 29–44 кВт.
Двигатель КамАЗ–740 - холодную обкатку проводят в 5-ть этапов, в целом 100 мин.
Д/з: (1) Гл. 10, с.71…81;
(2) Гл. 7, с.127…139, Рис. 8.1.