ПОРЯДОК ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
Градостроительная документация, обоснования инвестиций и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в федеральных органах исполнительной власти, а также в других специально уполномоченных государственных организациях.
Экспертизу проектно-сметной документации проводят в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» № 1008 от 27 декабря 2000 г. Проектная документация на строительство подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности зданий и сооружений — объектов недвижимости, за исключением технически несложных и небольших по объему строений, таких как индивидуальные жилые, дачные и садовые дома, хозяйственные постройки, расположенные на дачных и садовых участках; торговые павильоны общей площадью до 100 м2; любые пристройки и надстройки к другим существующим зданиям площадью до 100 м2 и числом этажей не более двух, кроме общественных зданий или объектов, финансируемых за счет государственных бюджетных средств и бюджетов всех административных уровней.
Целью государственной экспертизы проектно-сметной документации является выявление соответствия принятых проектных решений требованиям утвержденных норм и правил, выявление грубых нарушений, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности или устойчивости зданий и сооружений или создать предаварийные и аварийные ситуации.
Цель экспертизы инвестиционных проектов — предотвратить создание проектов, использование которых нарушает интересы государства, права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также оценить эффективность осуществляемых капитальных вложений.
Порядок проведения государственной экспертизы, инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации. В законодательстве в основном развита нормативная база для экспертизы инвестиционно-строительных проектов.
Особенности и порядок экспертизы строительных проектов определяются комплексом законодательных документов, основным из которых является Градостроительный кодекс Российской Федерации, в котором предметом экспертизы определена градостроительная документация.
Градостроительная документация включает в свой состав градостроительную документацию федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня. Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемой в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами.
Законодательно установлено, что экспертиза является неотъемлемым и необходимым этапом проектного цикла. Основной проектной
стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании
утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая
документация.
Основные задачи экспертизы:
• проведение государственной экспертизы градостроительной документации на объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, в том числе:
1) документов о градостроительном планировании развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и свободных экономических зон;
2) генеральных планов городов — административных центров субъектов Российской Федерации; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения;
3) разрабатываемой за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) градостроительных разделов федеральных целевых программ,
программ социально-экономического развития территории Российской Федерации;
5) схем проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий Российской Федерации;
6) консолидированных схем градостроительного планирования;
• проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на объекты:
1) строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственным гарантиям;
2) находящиеся в государственной собственности;
3) строящиеся за границей при техническом содействии Российской Федерации;
4) находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций;
5) сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции; включенные в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
6) экспериментальные и базовые объекты, предназначенные для массового применения;
7) потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе ядерно-опасные и радиационно-опасные объекты; опасные производственные объекты, предусмотренные Приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».