double arrow

Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 9 страница


непосредственно общается с Небом.

Экскурсоводы рассказывают туристам, что в Китае символично

буквально все: форма и цвет национальной живописи «гохуа», орнаменты, мифические и реальные животные, металлы, числа - все

полно глубокого сакрального смысла. Но наиболее характерным символом самого Китая является, без сомнения, дракон. В народных

преданиях и легендах он наделен неукротимой мощью, стремительностью и силой.

Начиная с династий Цинь и Хань дракон стал ассоциироваться с

императорской властью. Он считался предком китайской императорской фамилии, а сам император - живое воплощение дракона Все

предметы обихода, предназначенные для использования императором

и членами его семьи, украшались изображениями дракона, утварь,

одежда, мебель... Причем только император и императрица имели

право носить изображение дракона с пятью когтями. Остальные члены императорской семьи, родственники и особо приближенные чиновники имели эмблему только с тремя или четырьмя когтями.

Далее перед нами предстает «Храм Небесного Величия», в котором

хранились ритуальные таблицы Неба. Во дворе этого Храма всегда




много народу. Туристов привлекает сюда круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, «Шептальная стена» ), сложенная из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей. Повернувшись

к ней лицом, человек слышит слова, произнесенные от него на любом

расстоянии. Эффект достигается благодаря многократному эху, секрет

же заключается в особой кладке кирпичей. Говорят, что в былые

времена так осуществлялся контроль над мыслями и настроениями

подданных.

«Храм Небесного Величия» в меньших размерах повторяет «Храм

Богатого Урожая» (его высота - 19,5 м). Он тоже расположен на

круглой мраморной террасе, однако имеет только одну крытую синей

черепицей крышу, увенчанную такой же маковкой в виде ступы.

Позади этого храма приютился другой - более скромный, но с

пышным названием - «Храм Великого Неба», а по бокам от него два

павильона, в которых когда-то хранили ритуальную утварь. Теперь

°ни используются для устройства выставок.

Весь храмовый комплекс завершается «Алтарем Неба». Ослепительно белые мраморные террасы его поднимаются ввысь, а на площадке Алтаря окружающий нас мир просто исчезает - над нами

только безоблачный синий купол Неба. Наедине с ним когда-то остался китайский император, предаваясь размышлениям, совершая обряд

богослужения, отчитываясь перед Небом в своих деяниях.

В нем тоже присутствует та же завораживающая магия символов

чисел, связанных с природой, Небом и миром в целом. По форм'

Алтарь Неба представляет собой круглую ступенчатую пирамиду ди

аметром в 67 метров.



Торжественно обставлялось ночное шествие императора к Алтарю

Неба, сопровождавшееся музыкой и ритуальными танцами. Главной

обязанностью императоров считалось принесение жертв и даров Небу

и Земле и вознесение молитв о ниспослании урожая, поэтому во

всем ритуале присутствует та же магическая и завораживающая символика.

В мерцании бесчисленных факелов жрецы в длинных голубых

(цвет Неба) шелковых одеждах ставили на вершину Алтаря голубые

таблички с именем Шанди - верховного владыки Неба. Чуть ниже

ставились таблички духов Солнца, Большой Медведицы, пяти планет,

28 созвездий и т. д. Перед табличками раскладывались богатые жертвоприношения: куски голубой шелковой ткани, голубого нефрита,

яства и тела жертвенных животных.

Под звуки древней ритуальной музыки император, облаченный в

жертвенное голубое одеяние (на котором были вышиты солнце, луна,

звезды и драконы), поднимался на вершину Алтаря и трижды преклонял колени перед табличкой владыки Неба. При молитве другим

светилам император менял цвет одежды: молитвы Солнцу возносились в красной одежде, Луне - в белой. Цвету одежд соответствовал

и цвет жертвоприношений.



В сооружениях китайских храмов Небо и Земля соседствуют, поэтому и Алтарь открывает перед нами не только красоту Неба. но

исполнен и вполне земных чудес.

Число «9» считалось в Древнем Китае священным, и Алтарь геометрически построен так, что количество основных его элементов

кратно 9: количество каменных плит, которыми выстлана площадка,

количество ступеней и элементов балюстрады - все кратно 9. При

этом столбики нижней балюстрады разбивают Алтарь на 360 частей по

числу градусов окружности, астрономически же Алтарь точно ориен

тирован по сторонам света.

До сих пор всех приходящих сюда изумляет «загадочное» эхо Алтаря. Дело в том, что верхняя его площадка покрыта мраморным!

плитами, уложенными концентрическими кругами. И стоит только хлопнуть в ладоши у края Алтаря, как он ответит вам еле слышнык

эхом. Если шагнуть в следующий круг - эхо удвоится, а в центр

Алтаря эхо ответит на ваш хлопок многократно и отчетливо. Балюстрада, окружающая верхнюю площадку, тоже отражает звуки, и находящемуся в центре Алтаря человеку кажется, что его голос звучит

очень громко, будто действительно возносится к Небу.

Участники священной церемонии, совершая путь к Алтарю Неба,

должны были, таким образом, постепенно вживаться в ритм всего

храмового ансамбля, постигать красоту и величие каждого отдельного

сооружения, как бы приобщаться к законам и ритмам мироздания.

ЛУВР

Название этого французского музея по его созвучию со словом

«louve» (волчица) некоторые исследователи выводят из названия легендарного волчатника, располагавшегося некогда на этом месте,

Исторически Лувр возник в конце XII века как одна из парижских

крепостей, его здание и стоит как раз на месте крепости, воздвигнутой

Филиппом Августом около 1190 года. В XIII веке крепость была

перестроена королем Карлом V, а уже к XIV веку здесь возвышалась

не одна крепость, а целая цепь башен. Древнейшая из них служила

надежной тюрьмой и самой надежной королевской сокровищницей.

Так сложился средневековый замок: массивные круглые башни с зубчатым верхом, мощные стены с небольшими оконными проемами,

стрельчатые своды...

Новое грандиозное здание замка начали возводить в 1540-х годах,

Возводилось оно на протяжении нескольких столетий, и в одной из

его зал - «Большой галерее» - в конце XVI века король Генрих IV

решил поселить самых лучших и умелых мастеров, которые могли бы

преуспеть в живописи и скульптуре, ювелирном и часовом деле, а

также во многих других замечательных искусствах. В то время в Лувре

были устроены ковровые мастерские, чеканились монеты и медали, а

с 1640 года печатались книги.

В XVII веке предпринимается грандиозная реконструкция Лувра,

в результате которой замок должен был превратиться во дворец.

«Король-солнце» Людовик XIV в период своего правления (1643-

1715 годы) вокруг большой площади выстроил основные здания дворца и значительно пополнил королевскую коллекцию. Но в 1678 году

он перебрался в Версаль, и Луврский дворец на протяжении нескольких лет пустовал. Иногда в его залах даже поселялись бедные парижане, оставшиеся без крова.

В настоящее время Лувр занимает огромную территорию -

18 гектаров. По богатству и художественной значимости собрания

картин, скульптур, гравюр, рисунков, гобеленов, изделий из слоновой кости, фарфора, керамики и бронзы Лувр по праву относится к

самым выдающимся музеям мира. Но первоначально Луврский музей возник из небольшой королевской коллекции, и начинался он

вовсе не в Луврском дворце. Сначала коллекция французского короля Франциска I находилась в его любимой резиденции - дворце

Фонтенбло.

Франциск I был первым из французских монархов, у которого

возникла идея создать собрание особо выдающихся своим великолепием драгоценностей. Эти драгоценности должны были стать

неотъемлемой принадлежностью королевской короны, однако в

дальнейшем многие предметы из этого собрания исчезли. Чем-то

сами короли награждали своих приближенных, что-то раздаривалось фаворитам и фавориткам. Правда, если последние попадали в

немилость, то им приходилось возвращать драгоценности в казну.

И несмотря на то, что многое из королевской сокровищницы в

Фонтенбло было утрачено, многое все-таки впоследствии попало и

в Лувр.

Например, в Лувре выставлено зеркало в раме, украшенной изумрудами. Это был свадебный подарок Марии Медичи от Венецианской

республики. Заглядывая в него, можно представить, что увидишь в

нем не свое отражение, а лицо королевы, каким его изобразил великий

Рубенс.

Среди драгоценных камней Лувра находится и знаменитый алмаз

«Регент» (137 каратов). Он был найден в 1700 году в Индии, в копях

Голконды. Нашедший алмаз невольник-индиец сделал себе на бедре

рану и в ней под повязкой спрятал драгоценный камень. Свою тайну

он открыл одному матросу, пообещав тому камень взамен за свое

освобождение от рабства.

Заманив невольника на корабль, матрос отнял у него алмаз, а

самого беднягу выбросил за борт. Камень затем матрос продал за

тысячу фунтов стерлингов английскому губернатору форта святого

Георга Питту, чье имя и закрепилось как второе название алмаза -

«Питт». Но полученные деньги вору-матросу не пошли впрок: быстро

промотав их, он впоследствии повесился.

Согласно другой версии, губернатор Питт в 1701 году приобрел

алмаз у некоего Яхмунда за 312 тысяч франков. Герцог Орлеанский,

который в то время был регентом Франции (отсюда и другое название алмаза) купил этот камень уже за 3375 тысяч франков для

Людовика XV. В 1792 году алмаз вместе с другими драгоценностями

короны исчез при разграблении дворца Тюильри, где эти драгоценности хранились. Позже он каким-то загадочным образом возвратился обратно.

Однако Французская республика нуждалась в деньгах и вскоре

заложила алмаз богатому московскому купцу Трескову. Вернуть алмаз

во Францию смог лишь генерал Бонапарт, который приказал вправить

его в эфес своей шпаги. Можно сказать, что алмаз «Регент» помог

Наполеону надеть императорскую корону; в 1799 году он заложил его,

чтобы совершить переворот 18 брюмера. В 1886 году при аукционной

распродаже алмазов французской короны только историческая ценность спасла «Регент» от публичных торгов, и отныне он хранится в Лувре.

Самым старинным в Лувре является «Зал кариатид». В нем проходили радостные и печальные церемонии, праздновалась свадьба Марии Стюарт, здесь же Мольер впервые показал одну из своих пьес

королевскому двору. Четыре прекрасные женские фигуры (кариатиды) созданы безрукими в подражание античным находкам. Опираясь

на одну ногу, они сохраняют легкий готический изгиб, щедрые драпировки подчинены античной ясности в композиции.

В основу отдела Древнего Египта положены находки первой научной экспедиции в Египет, сопровождавшей Наполеона в его египетском походе. Открытие в Лувре египетского зала относится к

1826 году, а первым хранителем его был Жан-Франсуа Шампольон,

расшифровавший египетские иероглифы. Сейчас грандиозное собрание египетских древностей занимает 20 залов, в которых размещены

как колонны и заупокойные капеллы, так и изящные ювелирные

украшения.

Здесь и утонченно-изящная бронзовая статуэтка царииы Карамамы (IX век до н. э.), и знаменитый на весь мир «Сидящий писец» с

сиянием инкрустированных глаз, и незабываемый полихромный рельеф с изображением фараона Сети I, принимающего ожерелье от

богини Хатор.

По количеству залов и расположенных в нем экспонатов с отделом

Древнего Египта соперничает отдел Древнего Востока. Особенно пополнился этот зал в результате французских раскопок, начавшихся в

1881 году. С невольным благоговением останавливаются посетители

перед подлинным монолитом черного базальта с клинописными начертаниями «Свода законов царя Хаммурапи» (XVIII век до н. э.)

В Отделе античного искусства выставлена знаменитая на весь мир

Венера Милосская. Она была случайно обнаружена на острове Милое

в 1820 году греческим крестьянином Георгески. С целью выгодно

продать свою находку Георгески до поры до времени спрятал античную статую в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер Дюмон-Дюрвиль. Образованный офицер, участник экспедиции на острова Греции, он сразу оценил хорошо сохранившийся

шедевр. Бесспорно, это была греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более что она держала в руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.

Крестьянин запросил огромную цену за античный шедевр, но у

Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал подлинную цену статуи и уговорил крестьянина не продавать Венеру,

пока он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к французскому консулу в Константинополь, чтобы уговорить его

купить статую для французского музея.

Но, возвратившись на Милое, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статуя

уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в

ящик. Ее вот-вот должны были увезти. За огромную взятку ДюмонДюрвиль вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и

повезли в порт, где швартовался французский корабль.

Буквально сразу же турки хватились пропажи и настигли поклажу

со статуей. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз переходила от французов к туркам и обратно. Во время этой схватки и пострадали мраморные руки Венеры. Корабль со статуей вынужден был

срочно отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не

найдены и до сих пор.

В античном зале находится и статуя Ники Самофракийской, о

которой поначалу отзывались как «о декоративной фигуре среднего

достоинства». Теперь она стоит на высоком постаменте на площадке

большой лестницы, расходящейся по обе ее стороны, - здесь Ника в

своей пространственной стихии. Устремленная вперед фигура Ники

как бы противостоит встречному ветру Доныне трубит она в свой

победный рог, и никакие бури столетии не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности, могла бы

стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие произведения величайших живописцев - Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа,

Рубенса, Рембрандта («Купание Вирсавии»). Эжен Делакруа в процессе своих творческих исканий ездил в Лувр, как он сам говорил,

«посоветоваться с Рубенсом».

Жемчужиной Лувра является всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Художник писал по заказу флорентийского

банкира Франческо делла Джокондо портрет его жены Моны Лизы

Была ли она красива? Что можно сказать об этом сейчас, глядя на

бессмертное творение великого гения? Наверное, многие женщины во

Флоренции были красивее ее Но вполне развившаяся фигура ее была

совершенна, особенно совершенной формы были ее выхоленные руки.

И что было в ней замечательно, так это простота и естественность,

разлитые во всем ее облике. «Нельзя допустить, чтобы эта модель

скучала во время сеансов, - подумал Леонардо. - Тогда ничего не

получится, кроме мертвенной передачи более или менее сходных с

оригиналом черт лица».

И тогда великий художник прибег к следующему приему: во время

писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире

и пели, и шутов, которые должны были постоянно поддерживать в

ней веселое настроение, чтобы скука и меланхолия не исказили прекрасные черты ее лица.

Над этим сравнительно небольшим портретом Леонардо да Винчи

проработал четыре года. «Мне удалось создать картину действительно

божественную», - так отзывался сам мастер о своем произведении

.. А 22 августа 1911 года «Джоконда» пропала из Лувра. В 13 часов

дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось

Среди работников Лувра началось смятение Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода

Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Все выходы из

Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Но проверить старинный дворец французских королей площадью в 198 квадратных метров

за одни сутки невозможно. Однако к концу дня полиции все же

удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы

застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Сама же картина -

прямоугольник размером 54х79 сантиметров - исчезла бесследно.

«Утрата «Джоконды», - это национальное бедствие, - писал французский журнал «Иллюстрасьон», - так как почти наверняка тот, кто

совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды

Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение».

Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет

«Джоконду» в редакцию журнала. 20 000 франков тому, кто укажет.

где можно найти картину. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до

1 сентября».

Первое сентября прошло, но картины не было. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную

тайну тому, кто принесет «Джоконду». Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени».

Но никто не пришел.

Проходил месяц за месяцем. Все это время портрет прекрасной

флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герон», в котором жили итальянские

рабочие-сезонники.

Потом прошло еще несколько месяцев, год, два... Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. На

плохой школьной бумаге неуклюжими буквами некто Винченцо Леонарди предлагал антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет

Моны Лизы. Леонарди писал, что хочет вернуть на родину одно из

лучших произведений итальянского искусства. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.

Когда после долгих переговоров, переписок и встреч Леонарди

доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал: «Это

хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел

на это с безразличием!»

К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в

плену, не отразились на картине. Под охраной полиции «Джоконда»

выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.

Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. За это время

он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».

Перуджи плохо знал историю живописи Он искренне и наивно

считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона А

между тем Леонардо да Винчи сам привез ее во Францию, выкупив ее

у прежнего владельца за счет французского короля Картина была

королевской собственностью до революции 1789 года, а потом стала

достоянием нации

Однако «патриотические» убеждения обвиняемого сразу померкли,

когда выяснилось, что в прошлом он уже привлекался полицией за

попытку воровства. Да вдобавок за свою «любовь к Италии» требовал

полмиллиона франков И все же приговор суда был довольно мягкий

один год и пятнадцать дней тюрьмы с уплатой судебных издержек

Суд закончился в июне 1914 года, а через два месяца разразилась

Первая мировая война, и человечество стало следить уже за совсем

другими событиями

АЛЬГАМБРА - ЖЕМЧУЖИНА МАВРОВ

Древний город Гранада расположился у подножия горы Сабика, и

старинное предание гласит, что холмы, расположенные амфитеатром,

подобно гранату, и дали название городу А на вершине горы султан

Мухаммед аль-Галиб ибн аль-Ахмар (основатель династии Насридов)

решил в 1239 году выстроить свою новую резиденцию

На самом высоком Красном холме здесь еще с IX века существовала

старая цитадель, но теперь она была разрушена Возведенная на ее

месте новая крепость с дворцами, садами и башнями стала называться

Альгамброй - то есть «Красная» (от арабского слова «аль-хамра»)

Однако древняя легенда дает более поэтическое объяснение этому

названию Она рассказывает, что строители работали днем и ночью и

свет от костров падал на стены и башни крепости, придавая им причудливый красноватый оттенок

Строилась Альгамбра долго Насриды хотели, чтобы это были не

просто крепость и не просто дворец, а целый городок - нечто вроде

загородной резиденции кордовских халифов Сами все более слабевшие в военном отношении, правители Гранады старались придать

Альгамбре истинно восточную роскошь, ослепить ее блеском весь мир

и прежде всего своих грозных соседей Уже в XIII веке Гранаду

называли «королевой городов», «западным Дамаском», «частью неба,

Упавшей на землю», «истинным раем Магомета»

Сейчас посетители вступают в Альгамбру через Ворота Вина и

прямо попадают на Площадь Водоемов. Первое здание, которое

встречается на их пути, - дворец короля Карла II. Строительство

этого дворца начал в 1527 году архитектор Педро Мачука, который

в то время занимался реставрацией Альгамбры и следил за ее садами.

Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому

замыслил построить здесь величественное здание в стиле Возрождения.

Сейчас первый этаж Дворца отведен Национальному музею испанско-мусульманского искусства. Лучшим его экспонатом является

знаменитая ваза, описанная во всех альбомах, справочниках и учебниках по искусству. А второй этаж Дворца занимает Музей изящных

искусств провинции Гранада. Во Дворце располагается и Археологический музей, а в патио часто даются концерты, потому что здесь

великолепная акустика.

Дворец испанского короля с его пилястрами, барельефами и строгими геометрическими формами совершенно не похож на архитектуру

Востока. Он представляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем

иную систему эстетических и нравственных ценностей и потому

выглядит несколько чужеродно среди других зданий Альгамбры. Американский писатель Вашингтон Ирвинг даже сравнивал его с «высокомерным и непрошенным гостем».

В этом посетитель убеждается уже при осмотре зала Мешвара -

«места совета, совещания». Так часто назывались дворцы и площади,

а иногда и целые кварталы городов, где решались дела управления,

выслушивались просьбы подданных и вершился суд.

Синь, зелень, пурпур украшавшей стены майолики и позолота на

резьбе по гипсу дают представление о роскоши зала. В 1629 году

испанский король Филипп IV превратил зал Мешвара и относящуюся

к нему Золоченую комнату в часовню. Возможно, это было сделано в

знак торжества христианства в Испании, потому что незадолго до

этого были окончательно изгнаны последние мориски, обвиненные в

тайной приверженности исламу. Золоченая комната когда-то была

частью мечети Альгамбры, и до наших дней в ней сохранился богато

украшенный михраб.

Миновав внутренний дворик Мешвара, посетитель оказывается в

Серале - бывшей личной резиденции султанов. Трудно подобрать

слова, чтобы описать узорные ковры, в которые превращены стены

этого башнеобразного помещения. Квадратное внизу, оно переходит

в высокий восьмигранник и завершается куполом Восьмигранный

шатер, разбитый на тысячи свисающих сталактитов, похожих на звездочки, он как бы растворился в нарядных узорах и стал легче.

Центр Сераля занимает знаменитый Миртовый дворик. Иногда его

еще называют патио Бассейна, потому что вся площадь этого прямоугольника залита водой. Водная гладь как бы заменила землю отраженным небом, лишь узенькие проходы оставлены между краями

бассейна и зелеными полосками подстриженных мирт.

Особенно красив его северный фасад; он, помимо орнаментального

убранства аркады, украшен еще разноцветной майоликой и позолотой,

центральной зубчатой аркой и 45-метровой громадной башней. Зелень обрамляет две аркады - одну настоящую, реальную, другую -иллюзорную, отраженную в воде. Архитектура аркад такая невесомая

и легкая, что кажется волшебным миражем, способным от дуновения

ветерка разрушиться так же быстро, как от малейшего всплеска исчезает отражение в воде.

Вода и зелень - неотъемлемые части арабской архитектуры. «И

пусть соединятся растения и воды с созданием людским, как часть

одной природы, воздвигнутой рукой великого Аллаха», - так наставляли богословы арабских зодчих.

Через северный фасад Миртового дворика туристы попадают в

«Зал лодки». Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Но испанский автор

Карлос Паскуаль возводит этимологию слова «барка» к арабскому

«барака» - «благословение, благодать», и это кажется более правдоподобным.

Самым обширным в Альгамбре является зал Послов. Это тронный

зал султанов Гранады, он и предназначен был для приема иноземных

гостей, государей и послов. Это еще и самая историческая часть

Альгамбры, хотя некоторые исследователи не до конца уверены, что

именно здесь происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале султан Боабдиль сдал

Гранаду католическим королям Испании и здесь же королева Изабелла принимала Колумба.

Трудно передать ощущение, когда попадаешь в другой - Львиный двор Альгамбры. Кажется, что законы тяжести здесь иные, чем

везде, и ваше собственное тело становится каким-то легким, невесомым, будто вот-вот готово оторваться от земли. Посетитель теряет

представление о весе аркад, потому что их колонны напоминают

скорее точеное дерево, чем камень. К тому же тоненькие вертикальные струйки фонтанов, поблескивающие кое-где между ними, как бы говорят: «Зодчий мог бы опереть свою кружевную аркаду и на нас, на

наши водные струи». Соединяясь со струями, тонкие, гибкие, переплетающиеся линии создают ласкающую душу «музыку». Недаром

старинная легенда говорит, что многие песни Андалузии навеяны

Альгамброй.

Каждая арка заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -

посланник его» - эти слова повторяются несчетное число раз.

Львиный дворик невелик. Хотя Коран запрещает изображения

живых существ, властители Альгамбры соблюдали далеко не все заповеди пророка. Посреди двора мраморную чашу фонтана поддерживают двенадцать львов. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.

Число львов не случайно. Согласно легенде, именно 12 львов

поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду альГани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению.

Он же и посоветовал украсить фонтан фигурами львов. Дотошные

исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у

фонтана появились будто бы вообще только в XVI веке - уже после

падения Гранады.

Как бы там ни спорили историки и искусствоведы, но в одном они

сходятся: в этом дворике живет сама тишина, нарушаемая только

журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры

орнамента.

Для арабского здания фонтаны, ручьи, водопады не менее характерны, чем колонны для греческого. Они подчеркивают сходство

архитектуры с миражем. Не случайно на Львином фонтане сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь

решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

В Зал Абенссерхав посетители входят с невольным трепетом, ибо







Сейчас читают про: