double arrow

Тема: «Особенности и роль СМИ в современном мире»


Лекции. Управление информацией и конструирование новостей.

Журналист – конечный элемент империи современных СМИ. Вся она стоит за его спиной, многократно усиливая эффект даже самых банальных его слов.

Журналистика – профессия постоянного процесса.

Одно из важнейших качеств журналистики как профессии – ее непрерывность и постоянная зависимость от постоянно меняющихся событий.

Второй парадокс журналистики: очень простая профессия занимается очень сложными процессами и очень значима в жизни.

Журналист – это тот, кто пишет не о том, что случилось с ним, излагает не свои мысли, а идеи тех, от кого зависит жизнь общества.

Там, где власть становится публичной, появляется журналистика.

Четвертой властью журналистика стала в 60-х годах ХХ века, когда в США с помощью ТВ стали целенаправленно влиять непосредственно на поведение избирателей во время выборов.

Пример: в ночь с 3 на 4 октября 1993 года в Москве начались захваты зданий сторонниками ВС РФ. Поскольку Российское ТВ в тот период было на стороне Ельцина, то говорили примерно так: «Да, это ужасно, Руцкой, Хасбулатов – фашисты, для борьбы с ними надо идти на любые меры, Белый дом надо штурмовать». Эту позицию поддержало тогда большинство журналистов России. Ельцин пошел на крайние меры: на следующее утро на улицы вокруг Белого дома были выведены танки, которые прямой наводкой расстреляли парламент. А если бы российские СМИ заняли другую позицию, тогда ход событий наверняка изменился бы.




Правда, в ту ночь в прямом эфире выступил А.Любимов: происходит грязное дело, я в этом не хочу участвовать, и всем нормальным, здравомыслящим, порядочным, приличным людям, я советую сейчас лечь спать. Те, кто пропустил его в прямой эфир, не предполагали, что прозвучит такая точка зрения. А.Любимову эти высказывания припоминали очень долго.

Что, собственно, сказал А.Любимов? Он сказал некие простые, банальные вещи. Все произнесенное им было на уровне здравого смысла, ибо никаких политических оценок он вообще не дал, более того- предложил гражданам отстраниться от политики в самый разгар политического кризиса и пойти лечь спать.

ДВА ПАРАДОКСА СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.

Как СМИ влияют на общество:

· сократилось количество межличностных коммуникаций (в последние 30 лет);

· увеличилось количество коммуникаций с помощью технических средств связи;

· наблюдается экспоненциальный рост искусственных взаимодействий (с помощью технических средств связи) на основе радио, TV и т.д.;

· личные контакты между индивидуумами сокращаются по количеству и по продолжительности времени.

Изменилась роль СМИ в современном мире: СМИ превращаются в медиаполитическую систему (в любой социальной системе СМИ являются агентом тех, кто обладает политической и экономической властью, хотя потенциально способны выступать в качестве самостоятельной силы).



СМИ в современной России. Этапы развития:

I. Советские СМИ – все СМИ под контролем государства; выполняют идеологическую функцию, воспитательную функцию.

II. С началом 1990-х гг. начинается формирование новой медиа-системы.

III. С начала 21 века идет бурный рост медиа-рынка в России. Уже к 2004 году объем рекламного медиа-рынка в России составил 3 млрд.долл.

К середине 2004 года изменилась ситуация с государственными медиа холдингами. Прежде всего с ВГТРК. ФГУП ( Федеральное государственное унитарное предприятие) перешли в разряд дочерних предприятий.

Тогда же была введена доктрина информационной безопасности: информационное поле в России было «зачищено» от инакомыслия.

Для современной российской медиа-системы характерна монополия на информацию. Два государственных канала по охвату и степени влияния перевешивают все остальные (их ≈15 тыс.).

Основные уровни современной медиа-системы в России:

I. Электронные и печатные СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, контролируются государством либо политизированным капиталом).

TV – 1 канал, Россия, НТВ, Культура, Спорт.

Радио – радио России, Маяк.

Печать – Российская газета.

Информагентства – ИТАР-ТАСС, РБК.



II. Коммерческие издания всероссийского и регионального охвата. Не являются общенациональными по охвату аудитории.

TV – СТС, ТНТ, Ren-TV, DTV, Домашний и т.д.

Радио – FM-диапазон.

Печать – Коммерсантъ, АиФ, КП и т.д.

Информагентства – Интерфакс.

III. Региональные СМИ. Уникальность региональных СМИ в России заключается в существовании различных типов медийных моделей.

IV. Интернет и внесистемные СМИ (радио Свобода, Deutsche Welle, русская служба BBC и т.д.), которые контролируются из-за пределов государства.

V. Полимедиа – крупные медиа холдинги: государственный холдинг ВГТРК, региональные представительства. Газпром-медиа (НТВ, ТНТ, журналы – Итоги, 7 дней и т.д., НТВ+), ЛУКОЙЛ-медиа (1 канал), АФК-система (ТВЦ, Московская правда, Литературная газета и т.д.)







Сейчас читают про: