Роль контроля за информационными потоками для социального управления. Основная направленность эволюции технологии власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключались и заключаются в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их добровольную подчиняемость.
Наибольшую эффективность власти сегодня дают знания и информация. Именно эти ресурсы позволяют достичь желаемых целей минимально расходуя ресурсы власти.
На сегодняшний момент власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и прямого государственного принуждения. При этом увеличивается роль средств массовой коммуникации.
Методы прямого регулирования деятельности СМИ. К методам прямого управления СМИ относится вся совокупность нормативно-правовых актов РФ, регулирующих деятельность СМИ, определяющих правила регистрации СМИ, ответственность за правонарушения в сфере получения и распространения информации, и вопросы, связанные с контролем за СМИ со стороны органов государственной власти.
Основными законами, регулирующими деятельность СМИ, являются: Федеральный Закон о СМИ, Закон об информации, информатизации и защиты информации; Доктрина информационной безопасности.
Федеральный Закон о СМИ принят в 1991 г., претерпел 20 редакций, причем 15 из них с 2000 г. Сферой регулирования Закона РФ о СМИ являются вопросы, связанные с:
· организаций деятельности СМИ;
· распространением массовой информации;
· отношениями СМИ с гражданами и объединениями, организациями;
· правами и обязанностями журналистов;
· межгосударственным сотрудничеством;
· определением ответственности за нарушение законодательства.
Распространение информации ограничивается только в случае проведения контртеррористических операций.
Доктрина информационной безопасности РФ служит основой для:
· формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;
· подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;
· разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.
Закон об информации, информатизации и защиты информации регулирует отношения, возникающие:
· при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
· при создании и использовании информационных технологий;
· при защите информации и прав субъектов, участников в информационных процессах.
Косвенные методы управления СМИ (неформальные методы воздействия на СМИ):
· «огосударствление» СМИ (с помощью денег);
· создание «независимых» СМИ (приоритетная подача информации);
· ограничение распространения информации (не давать информацию).
И косвенные и прямые методы управления СМИ возможны, а в ряде случаев – необходимы.
Цензура в деятельности СМИ. Согласно российскому законодательству цензуры в России нет. Единственное, что контролирует государство – регистрация СМИ или ее отмена. А распространение информации ограничивается только в случае проведения контртеррористических операций.
С введением цензуры в деятельность СМИ встает целый ряд спорных вопросов и трудноразрешимых проблем:
· что конкретно подлежит цензурированию, какие сферы общества?
· как определить границы цензурирования, и кто их определит?
· не будет ли цензура тотальной? (будет)
· способна ли цензура решить общественно-значимые проблемы?