Тема: «Производство новостей в СМИ»

Сущность термина «новость» и «значимая новость». Новость – это актуальная оперативная информация о нас и об окружающем нас мире, которая фиксируется нами, представляет для нас какой-либо интерес и влияет на нас.

Значимая новость – это отобранный, проанализированный, представленный СМИ и воспринятый максимальной аудиторией социальный опыт личности, группы, организации, всего человечеств за некий отрезок времени.

Характеристики новости: актуальность и оперативность доведения информации.

Новость заключается не в событиях или знаниях как таковых, а в том смысле, который им придает аудитория.

Объекты, цели и этапы развития новостей. Объект новости – знания и события. Цель – информирование, оценка значимости; возможно перспективный прогноз влияния данного события.

Этапы:

· реальное событие;

· информация, которая попала в СМИ;

· информация, которая была воспринята аудиторией СМИ как новость.

Ньюсмейкер. Процесс новостного производства тесно связан с деятельностью ньюсмейкера. Сам смысл понятия «ньюсмейкер» неоднозначен, может рассматриваться в 3-х основных аспектах:

· в роли ньюсмейкера может выступать некая активно действующая личность, которой мы обязаны существенным переменам жизни, появлением новых фактов в той или иной сфере жизнедеятельности общества (т.е. некий публичный человек, организация и пр.);

· ньюсмейкер как регистратор новости (журналист). Человек, превращающий сведения о новом событии в текст массовой информации – некое журналистское расследование, произведение, адресованное широкой аудитории;

· ньюсмейкер – возникает как способность человеческого сознания отражать новые факты с помощью языка, устно или письменно, и, тем самым, «консервируя» информацию. Ньюсмейкер – держатель новой информации, способный сделать ее достоянием гласности (чиновники различных ведомств, врачи и пр.).

Основные модели новостного производства. Существует 2 основные модели новостного производства:

· make story (повествовательная концепция производства новостей);

· make sense (смысловая концепция производства новостей).

Повествовательная концепция производства новостей – признает за аудиторией право выбора смысла некой информации или события. Внутри этой концепции ньюсмейкер – человек, порождающий новостное событие, попадающий в него в качестве главного действующего лица. Журналист лишь фиксирует произошедшее событие.

Смысловая концепция производства новостей – ориентирована на то, что смысл излагается ньюсмейкером внутри содержания новостей в качестве отдельного элемента. При этом недостающие куски информации могут заменяться смысловой интерпретацией. Целью такого рода операций является непосредственное внушение индивиду некого социального контекста для реализации каких-либо целей. Ньюсмейкер – журналист. Он не только фиксирует новость, но и интерпретирует ее на основе некоторой заданной установки.

В традиции смыслового новостного производства новости являются более осмысленными, нежели в повествовательном.

Задачи повествовательного и смыслового варианта СМИ.

В make story варианте СМИ ставит следующие задачи перед собой:

· информирование целевой аудитории о любых событиях с точки зрения реконструкции их развернутой картины (т.е., чем более полную информацию мы доставим, тем более ценна она для аудитории);

· расширение жизненного опыта аудитории через эмпирический набор фактов;

· формирование экономико-политических ориентиров и ожиданий;

· интерактивное информирование;

· создание исторической хроники.

В make sense варианте СМИ ставит следующие задачи:

· информирование аудитории об изменениях окружающей ее реальности с точки зрения сохранения или разрушения базовых ценностей;

· культурная (идеологическая, национальная, религиозная и прю) идентификация аудитории, конструирование единой для нее реальности (т.е. СМИ – объединяющий элемент);

· создание ориентиров для социальной стратификации аудитории;

· поддержание коммуникации в обществе;

· интерактивное воздействие на общество.

От типа новостного производства зависит и подход к отбору фактов для новостей:

· для повествовательных новостей характерно поведение, когда журналист максимально идентифицирует себя с потенциальным слушателем, зрителем, и думает лишь о том, что может привлечь его внимание;

· для смыслового варианта производства новостей отбор фактов зависит от сложившейся политической ситуации и предполагает наличие у производителя новости некой позиции.

Новостным производством может заниматься и PR-специалист. Задачи PR-специалиста:

· в make story варианте производства новостей основной его задачей является так «обойти» журналиста, и так «поработать» с ньюсмейкером, так запрограммировать изложение фактов, чтобы они сами по себе приходили к определенному смыслу, выгодному PR-специалисту;

· в make sense варианте производства новостей ситуация несколько меняется. PR-специалист решает задачу, суть которой заключается в распознании смысловой (политической, идеологической) позиции журналиста с тем, чтобы выдать ему такую информацию, которая не войдет в противоречие с данной позицией.

Смысловое позиционирование новости предполагает формирование вокруг некоего события новой значимости и нового смысла, который обычно используется в рекламных или PR-целях.

Смысловое позиционирование новости означает:

· установление зависимости содержания новости от смыслового контекста;

· достраивание недостающего содержания;

· предположение причин и следствий;

· выдвижение аргументов, гипотез и прогнозов на основании смысла, а не содержания новости.

Смысловое позиционирование новости предполагает переосмысление самого контекста новости, и ориентацию аудитории на то, как следует воспринимать эту новость, и что эта новость значит в контексте безопасности и перспективы.

Существенную роль в процессе смыслового позиционирования новости играют структуры организации и острота формы изложения материалов. В числе способов аргументации обычно используют такие приемы как:

· непосредственная ссылка на вызывающий доверие источник;

· изложение версий и их сравнение;

· использование авторитетных экспертов и рядовых участников события;

· документальные подтверждения и предоставление свидетельствующего видеоряда.

Формы подачи информации. Среди наиболее острых, способных вызвать повышенный интерес целевой группы, форм подачи информации можно выделить следующие:

· эксклюзив – обладание исключительным, отсутствующим у других сегментом информации;

· сенсация – это событие, качественно отличающееся от себеподобных, нарушающее традиционное представление и выпадающее из русла эволюционного развития;

· интрига – это издание информационной «загадки», разгадка которой до определенного времени неизвестна, неочевидна, находится в руках автора интриги;

· провокация – придание событию чрезмерно эмоционального, задевающего чьи-то мнения и интересы характера. Это создание вызова, рассчитанного на обязательную последующую реакцию;

· информационная война – демонстрационная, жесткая, безапелляционная регулярная критика чьих-либо действий или позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: