Специфика PR-текстов и основные отличия от журналистских материалов. PR-текст – это письменный текст, который служит целям информирования или увеличения публицитного капитала (известности) некоего PR-субъекта, и обладающий скрытым, реже прямым, авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности.
В центре журналистских материалов находится значимая новость, в центре PR-текста – базисный субъект PR, некая организация, корпорация и пр.
Содержание PR-текстов, как правило, анонимно, и все оценки переносятся на позицию организации. В журналистских материалах содержится прямая ссылка на автора.
Цель журналистских материалов – информировать аудиторию. Цель PR-текста не только информировать, но и распространять позитивную информацию, укрепить позиции товара или услуги или организации в целом.
PR-текст рассчитан на эффект запоминания. С этим связано повторение информации в рамках PR-текста. Журналистские материалы содержат динамичный переход от одного события к другому.
|
|
Целью журналистских материалов является формирование объективной картины окружающей нас реальности. Цель PR-текста – достижение определенного, заранее обозначенного эффекта.
PR-текст и реклама. Для рекламных текстов характерно использование слоганов, ключевых фраз и психологических эффектов. В данном случае учитывается, что заведомо простые формы и фразы гораздо легче запоминаются человеком, даже если он этого не хочет. Т.е. основной задачей рекламного текста является привлечение внимания. В то время как задача PR-текста – передача некой информации.
Рекламный текст более агрессивен и навязчив. Успех PR-текста в основном зависит от его восприятия аудиторией в качестве информационного. В отличии от рекламы PR-текст больше похож на обычную речь. В большинстве случаев PR-тексты строятся таким образом, чтобы получатель не заметил попытки воздействия и воспринял главный тезис как плод собственных размышлений.
Кроме того, PR-текст самостоятелен и самодостаточен.
Общие правила подготовки и изложения PR-текстов. В числе основных принципов, правил подготовки PR-текстов можно выделить следующие:
· краткость и ясность изложения;
· использование простых слов, повседневного языка аудитории;
· убедительность – активное использование фактов, цифр, статистических данных;
· естественность изложения, т.е. соответствие события его описанию.
Читабельность текста определяется по формулам:
· Фог-индекс – Fi=(Nws + Nwt)*0,4. Где Nws – среднее количество слов в предложении. Nwt – среднее число слов длиной в 3 слога и более. Чем меньше число, тем читабельнее текст. (В английском языке – 5,2 – для «пятиклассников». Для русского языка – на 20% больше).
|
|
· Формула Фреча – F=206,835 – [(средняя длина предложений – 1,015) + (средняя длина слов*84,6)]. Здесь – чем меньше результат, тем сложнее для восприятия текст. (Разговорный английский – 80; понятный английский – 60).
· Метод Фенга – позволяет оценить восприятие слушателями теле- и радиосообщений, речей и других устных информационных сообщений.
Для всех методов: берется 2 случайно отобранных куска текста длиной 100 слов и более.
Информационные жанры подачи материала. Информационные жанры составляют основную часть текстовых потоков и позволяют аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий, связанных с PR-объектом. Наиболее распространенные среди них:
· заметка;
· случай, история (case history);
· отчет;
· интервью;
· репортаж.
Заметка – кратко излагает результат изучения, дает своеобразный сигнал о существовании, основных чертах какого-либо явления, события, человека, проблемы.
Заметка выступает как новость, т.е. она должна содержать полную информацию о неком объекте или информацию, неизвестную еще аудитории.
Разновидности заметки:
- событийная заметка;
- анонс;
- аннотация;
- блиц-портрет;
- мини-история.
С помощью заметки достигаются следующие необходимые для PR-кампании требования:
· оперативность и актуальность;
· точность, краткость и ясность изложения некоего события.
Заметка является некоторым исходным информационным жанром, т.е. таким типом материалов, на котором основаны все прочие информационные жанры.
Case history – применяется обычно для рассказа об успешном использовании потребителем продукта или услуги компании.
Отчет – это публикации, содержащие анализ неких PR-событий (конференций, семинаров, симпозиумов) с точки зрения принятия на них различных документов и материалов, а также с точки зрения самого хода и порядка проведения мероприятия. Требования: документальность и дословное изложение формулировок, принятых решений.
Интервью – это беседа, предназначенная для опубликования в СМИ. Характерной особенностью интервью является то, что события, факты излагаются от имени человека, которого интервьюируют. Интервью очень эффективно с точки зрения PR-задач.
Репортаж – дает возможность аудитории увидеть описываемое глазами очевидца, т.е. создает эффект присутствия, а также вызвать сопереживание читателя, зрителя по поводу того, о чем идет речь через изложение динамики событий.
Аналитические жанры. Данные жанры целесообразно использовать в PR-целях с тем, чтобы раскрыть глубину содержания явления, выявить существующие взаимосвязи, представить некий комплекс суждений, оценок и выводы.
В отличии от информационных жанров, в аналитических внимание концентрируется на объяснении с авторских позиций. Аналитические жанры призваны, в конечном счете, на обобщение, типизацию неких событий.
К аналитическим жанрам относятся:
· статья;
· журналистское расследование;
· версия;
· рецензия;
· социологическое резюме;
· мониторинг;
· рейтинг.
Статья – публикация, анализирующая некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи. Целью статьи является определение экономической, политической или иной значимости некоего события и объяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию.
Целью статьи является определение экономической, политической или иной значимости некоего события и выяснение того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию.
Виды статей:
· общеисследовательские – анализируются общезначимые широкие вопросы. Наиболее часто их используют в политической практике;
|
|
· практико-аналитические – как правило, в них рассматриваются проблемы некоего хозяйствующего субъекта, и обозначаются пути решения данных проблем;
· полемические – требования к данному виду статей:
- четкая формулировка предмета полемики;
- доказательность аргументов в пользу основной мысли выступления; связность фактов и доверительность источника их происхождения;
- аргументы, приводимые в качестве доказательства, должны быть равны тем, которые использует ваш конкурент, или же превосходить их.
Кроме этого в PR-практике используется такой вид стаей, как – занимательные. В данном случае ее цель – не сколько информировать, а сколько развлекать аудиторию. Стиль, используемый в данном случае, носит неформальный характер. Часто такие статьи бывают юмористическими.
Также статьи – by liner – авторская именная статья. В практике PR такое название носят авторские статьи, подписанные руководителями компании или другие VIP.
Журналистское расследование – с помощью данного вида аналитического жанра вскрываются корни, причины некоего общественно значимого события. Очень популярный вид.
Версия – обычно базируется на неполных доказательствах, предположениях автора или даже на авторском вымысле. Главная цель версии – убедить аудиторию в возможности развития события по сценарию, соответствующему некой PR-концепции.
Социологическое резюме – представляет собой «выжимку» из каких-либо социологических исследований, которая подтверждает необходимые выводы. Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям целевой аудитории изложение результатов научного исследования. Социологические методы применяются и в таких жанрах как мониторинг и рейтинг.
Рейтинг – это ранжирование сходных явлений по какому-то конкретному признаку или группе признаков.
Основные виды художественно-публицистического жанра. Это:
· очерки;
· фельетоны;
· пародия;
· легенды;
· анекдоты.
Очерк – синтез репортажа и некоего исследования.
Фельетон – сатирический показ какого-то недостатка, зла.
|
|
Пародия – имитация поведения людей с целью их осмеяния, с применением иронии и гиперболизации.