Колокола памяти», с. Кинель-Черкассы Самарской обл., Бут Н.А., Обухов Р.В., Полищук С.Ю., Смирнов С.Ю

Официальные сведения и контакты.

Официальное наименование программы. Проектно-программное сопровождение региональной системы патриотического воспитания населения. Территории и сроки реализации программы: Южный Федеральный округ, Центральный Федеральный округ, Приволжский Федеральный округ, 1998-2005 гг.

Руководство программой. Вырщиков Анатолий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, заместитель главы администрации Советского района Волгограда. Кусмарцев Михаил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, директор Научно-исследовательского центра патриотического воспитания Волгоградского государственного университета. Расположение руководства, органов управления программой: г. Волгоград. Контакты. 400062, Волгоград, пр-т Университетский, д. 45., тел. (8442) 41-69-80, e-mail: radm08@volgadmin.ru

Цели и содержание работы.

Целью работы по программе является формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории своего народа; привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов войны и труда.

В современных условиях молодому поколению россиян довольно сложно понять все изломы Великой Отечественной войны, не представляя, как воспринималась и переживалась эта эпопея на фронте и в тылу простыми советскими гражданами, чей непосредственный труд составил основу Великой Победы над гитлеровским фашизмом. Нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и неоднозначность истории Великой Отечественной войны, осознавать, что великие и грозные события минувших лет – это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни абстрактных «советских трудящихся». Пережитое оставило жгучий, неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых им людей. Надо реально помочь молодым ощутить сопричастность своей семьи, круга близких знакомых, а значит, и личную принадлежность к великим событиям истории прошлого.

Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать «живую историю» войны будет упущена навсегда. Работа по сбору воспоминаний простых людей о войне именно сегодня, в канун 60-летия Великой Победы, чрезвычайно важна. Эта деятельность весьма актуальна и в целях патриотического воспитания молодежи, так как она действенно будет способствовать формированию у наших юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины. Помимо достижения научных, образовательных и воспитательных целей, работа по сбору воспоминаний и свидетельств о событиях 1941-1945 годов имеет и ярко выраженный социальный аспект. Она даст возможность участвующим в этой благородной акции школьникам узнать о нуждах ветеранов войны и труда, оказать им посильную помощь. Результаты активной поисковой работы учащихся могут стать основой сборников воспоминаний участников Великой Отечественной войны, которые органично войдут в контекст уроков по отечественной истории, экспозиций школьных и местных краеведческих музеев, целого комплекса воспитательных мероприятий среди подрастающего поколения россиян.

Реализация данной цели осуществляется в рамках ряда задач:

- углубление знаний школьников о реальной истории Великой Отечественной войны, истории родного края;

- сбор воспоминаний и материалов ветеранов о первом и последнем дне Великой Отечественной войны, а также наиболее значимом ярком событии, которые оставили след в их памяти;

- создание WEB-сайта «Колокола памяти» и размещение на нем собранных воспоминаний ветеранов;

- подготовка книги воспоминаний участников Великой Отечественной войны из разных регионов России;

- разработка методических рекомендаций по использованию сайта, книги воспоминаний, отдельных школьных проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений разного типа, молодежных общественных формирований;

- использование материалов WEB-сайта, результатов поисковой работы школьных команд государственными, муниципальными и школьными историческими и краеведческими музеями в экспозиционной и лекционной работе.

Группы школьников или индивидуальные участники под руководством педагогов в своих территориях (возможно, при содействии местных военных комиссариатов, Советов ветеранов войны и труда и др.) работают среди ветеранов по сбору воспоминаний о наиболее памятных событиях Великой Отечественной войны. Собираются рассказы не только участников боевых действий, но и тружеников тыла, людей, переживших оккупацию, плен, репрессии и других. Это могут быть истории о героическом и трагическом, поучительном и чувственном, обыденном и фантастическом, парадоксальном и комическом. Каждое записанное воспоминание сопровождается кратким эссе участника Акции, включающем его впечатления об услышанном, и объяснение, почему оно заинтересовало его. Данная информация, помимо воспоминаний очевидцев войны, может включать в себя письменные и вещественные источники (письма с фронта и на фронт, старые газеты, фотографии, личные вещи фронтовиков и др.). Собранные материалы представляются в форме краткого отчета с описанием стадий работы школьников, тексты воспоминаний с краткой биографической справкой об её авторе. Собранный и обработанный материал отправляется в оргкомитет Конкурса (руководство программы).

Руководители творческих групп могут принять участие в обсуждении культурологических, нравственно-патриотических и методических аспектов Конкурса в Интернете на форуме и чат-конференции. Все присланные материалы с обязательным указанием их авторов, после научного редактирования размещаются на WEB-странице проекта, а затем включаются в сборник воспоминаний «Колокола памяти». Лучшие школьные коллективы и отдельные участники вместе с педагогами-координаторами приглашаются на Всероссийский слет в село Кинель-Черкассы Самарской области для подведения итогов работы и презентации результатов поисковой деятельности (весна 2005 г.).

Издана брошюра с информацией об опыте гражданско-патриотического воспитания в Кинель-Черкасском районе, с методическими рекомендациями и порядком проведения Конкурса. Методистами Кинель-Черкасского районного центра гражданского образования и членами районного оргкомитета проводятся интерактивные семинары-практикумы с педагогами, работниками библиотек и музеев по вопросам участия в Конкурсе, а также с организациями-партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: