double arrow

Г. Волгоград, Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б

Официальные сведения и контакты.

Официальное наименование программы. Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование». Проект реализуется в Томской, Самарской, Вологодской, Ростовской, Московской, Ульяновской областях, Краснодарской крае, республике Карелия и г. Москве с 2000 г. по настоящее время.

Руководство программой. Новикова Т.Г., научный руководитель проекта, профессор, к.п.н., зав. кафедрой развития образовательный систем АПК и ППРО Минобрнауки России; Болотина Т.В., национальный координатор программ гражданского образования и обучения в области прав человека, член специального Комитета Совета Европы по гражданскому образованию, профессор, к.п.н., зав. кафедрой истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО, директор Федерального центра гражданского образования (ФЦГО); Прутченков А.С., д.п.н., профессор кафедры развития образовательный систем АПК и ППРО Минобрнауки России, главный научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания РАО; Шкробова М.А., к.п.н., доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО, сотрудник ФЦГО. Расположение руководства, органов управления программой. г. Москва. Контакты. Телефоны и адреса электронной почты руководителей: Новикова Т.Г. (095) 452-48-75 (доб. 32), tgnov@mail.ru; Болотина Т.В. (095) 452-05-13; Прутченков А.С. (095) 246-37-57, aspru@mail.ru; Шкробова М.А. (095) 692-92-92.

2.3. «Проектно-программное сопровождение региональной системы патриотического воспитания населения»

Цели и содержание работы.

Целью программы, является создание эффективно действующей региональной системы формирования гражданина и патриота Отечества на основе объединения усилий структурных подразделений Администрации Волгоградской области, органов местного самоуправления, других государственных организаций, общественных объединений, координации и направления их работы на все социальные и возрастные группы населения и семью как главную ячейку общества.

В качестве задач, решение которых обеспечивает достижение данной цели, реализация программы предусматривает:

а) повышение социального статуса патриотического воспитания в сфере социальной политики региональных органов исполнительной власти;

б) усиление ответственности органов исполнительной власти за воспитание гражданина, патриота Отечества;

в) расширение состава субъектов патриотического воспитания, создание и совершенствование нормативно-регуляционной базы их деятельности;

г) совершенствование структурного и функционального взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных объединений и религиозных организаций, координация их деятельности в решении задач патриотического воспитания;

д) ориентация системы патриотического воспитания на конкретные условия жизнедеятельности различных категорий населения, их социокультурные, образовательные, возрастные и иные особенности;

е) уточнение места и роли патриотического воспитания в образовательно-воспитательной системе региона, регулирующего социализацию населения области;

ж) воспитание социально активных граждан, готовых к защите Родины, выполнению воинского долга.

Таким образом, в рамках отдельно взятого субъекта Российской Федерации программа предусматривает мобилизацию всех возможностей, прежде всего тех, которыми обладает государство, в деле гражданского становления и патриотического воспитания молодежи. В аспекте воздействий на молодежь как основную социальную группу, на которую ориентирована программа, учитываются все отдельные виды воспитания.

Духовно-нравственное осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений в реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, направленных на реализацию готовности к достойному служению Отечеству.

Историко-краеведческое познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Гражданско-патриотическое формирование правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга, гражданских обязанностей.

Социально-патриотическое - направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота невозможна творческая и культурогенерирующая деятельность современного образования.

Военно-патриотическое как составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи способности к действенной любви к Отечеству, выражающейся в его вооруженной защите, привитии гордости за русскую историю, Армию, уважения к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, ориентации на сохранение и приумножение славных воинских традиций предков.

Героико-патриотическое также как составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания является одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Образовательная деятельность по программе осуществляется в образовательно-воспитательном пространстве Южного Федерального округа, а опытно-экспериментальная работа - в Центральном и Приволжском Федеральных округах. Система управления программой предусматривает осуществление комплекса мер по активизации патриотического воспитания на всех уровнях его реализации. В частности:

- определение приоритетных путей патриотического воспитания населения на современном этапе, обогащение содержания и форм патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- развитие методов патриотического воспитания, осуществляемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти, институтами воспитания и общественными организациями;

- усиление патриотического аспекта в курсах социально-гуманитарных учебных дисциплин;

- разработка учебных курсов применительно к каждой специальности по истории Отечества, российской науки и техники;

- определение черт и качеств личности, которые должны формироваться у различных категорий населения области;

- воспитание гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, почитание национальных святынь и символов, увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите интересов Родины;

- обеспечение координации и взаимодействия между муниципальными образованиями Волгоградской области на принципах взаимной заинтересованности в сотрудничестве;

- повышение уровня функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом, обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, войсковыми частями, другими элементами региональной структуры и социальными институтами; совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания по объединению усилий региональных структур власти и общественных организаций в этой сфере их деятельности;

- проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества, других возрастных групп населения области;

- организацию новой системы подготовки кадров, способных эффективно решать задачи патриотического воспитания; внедрение дистанционного обучения кадров в системе патриотического воспитания населения Волгоградской области.

Такой комплексный охват социальных институтов по программе обеспечивается зафиксированным взаимодействием государственных и общественных учреждений, в числе которых:

- основные профильные управленческие структуры в Администрации Волгоградской области: комитеты по культуре, по делам молодёжи, по образованию, по физической культуре и спорту, по делам национальностей и казачества, по делам семьи,

- военный комиссариат Волгоградской области,

- Волгоградское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов,

- Волгоградский областной совет профессиональных союзов,

- Волгоградский областной совет Российской оборонной спортивно-технической организации.

Программирование и реализация региональной системы патриотического воспитания населения не может не основываться на деятельности, которая формируется и реализуется на уровне муниципальных образований. В образовательно-воспитательную практику региона внедрены программы патриотического воспитания муниципального уровня: «Концепция городской программы воспитания гражданского патриотизма» (1998), «Человек культуры, гражданин, патриот» (администрация Советского района Волгограда, 2002 г.), «Патриот» (управление образования администрации Красноармейского района Волгограда), 8 программ и моделей гражданского и патриотического воспитания в муниципальных образовательных учреждениях различного вида и типа в г. Волгограде и различных районах области.

В рамках научного обеспечения реализации программы участвуют необходимые кадры, имеющие соответствующую научную квалификацию, в числе которых: доктор наук – 1, кандидатов наук – 3, аспирантов и соискателей – 8, педагогов-исследователей - 13.

Работа по программе научно обеспечивается в научных центрах и на экспериментальных базах, в числе которых: Научно-исследовательский центр патриотического воспитания ВолГУ; Опытно-экспериментальная площадка РАО - 2; Муниципальная опытно-экспериментальная площадка – 1. Она строится на системной основе и включает: А) ежемесячный семинар с аспирантами и соискателями; Б) ежеквартальный семинар с педагогами-исследователями опытно-экспериментальных площадок; В) обмен методической продукцией с другими регионами; Г) проведение научно-практических конференций в муниципальном образовательном пространстве и участие во внешних мероприятиях; Д) создание мультимедийного продукта по проблемам теории и практики патриотического воспитания населения региона.

Мониторинг осуществляется на уровне федеральных требований (государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы», а впоследствии и аналогичной - до 2010 года), региональных (система программных мероприятий Администрации Волгоградской области по патриотическому воспитанию населения), муниципальных, ведомственных подпрограмм, моделей воспитания конкретных образовательных учреждений. Теоретические подходы и практические результаты работы по программе отражены в большом числе научных публикаций, в подготовленных при участии исполнителей по программе материалах и программах государственных органов власти как регионального, так и федерального уровней (см. библиографию):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: