double arrow

Темы семинарских занятий. 1. Символизм как художественноенаправление, мировоззренческая и эстетическая парадигма. Понятие символа и мифа. Теория соответствия в поэзии Бодлера (цикл


1. Символизм как художественноенаправление, мировоззренческая и эстетическая парадигма. Понятие символа и мифа. Теория соответствия в поэзии Бодлера (цикл стихотворений «Соответствия»). Музыкальность и суггестия в стихотворениях «Вся нераздельна», «Парижский сон», «Парение». Постромантический концепт красоты («Женщина», «Отрава», «Красота»). Музыкальность и импрессионистичность стилистики Верлена («Осенняя песня», «Песни без слов»). Манифест Верлена – «Поэтическое искусство».

Рембо – ниспровергатель и разрушитель традиционной поэзии. Новая поэтическая программа (ясновидения) и теория соответствий «Гласные», «Пьяный Корабль», «Соприкосновение» с Неизвестным позднего Рембо («Озарение», «Последние стихотворения». Прощание с «Химерами» - «Сезон в аду»

2. Понятие авангарда. Экспрессионизм как художественное направление. «Орфическая функция поэта. Новаторство поэзии Г.Тракля (сб. «Себастьян во сне») и Г.Гейма («Демоны городов», «Большие города»). Драматургия: разрушение мистического персонажа, времени, пространства, функции актера и театра.

Генезис сюрреализма. Понятие сюрреальности; образная система; разрушение обыденных представлений; принцип коллажа и монтажа («Растворимая рыб» А.Бретона). Значение сюрреализма.

3. Традиция экспрессионизма в «эпическом» театре Б.Брехта. «Озарение», «потрясение» - новый тип катарсиса. Понятие «кристаллизации прекрасного». «Очуждение» - как средство разрушения «объективной видимости». Синестезия: музыка, зончи, танцы. Изменение функции актера и театра («Трехгрошовая опера», «Матушка Кураж», «Кавказский меловой круг»)

4. Типология повседневности в «притчах» Кафки. Принцип «сюжетики» сна и разрушение традиционного повествования. «Несчастное» сознание героев Кафки («Процесс») и А.Камю («Посторонний»). «Вина» героев Ф.Кафки; сходство и различие с экзистенциализмом. Фантасмагории Кафки – «Превращение», «Замок», «Процесс». Символическое воплощение тоталитаризма и его вырождения («В исправительное колонии», «Замок»)

5. Новая модель романа в творчестве Джойса («Улисс») и М.Пруста («В поисках утраченного времени»). Пародирование гомеровского эпоса в «Улиссе»; поток сознания как средство раскрытия художественных образов романа. Функция гомеровских аллюзий. «Одиссея формы» - создание нового языка словесного моделирования. Закон глобальных обобщений в цикле романов М.Пруста. Понятие «интуитивной» памяти как формы возрождения прошлого. Импрессионистическая стилистика романа. Оппозиция «подлинной» реальности и «объективной» видимости. Концепция времени и пространства и ее типологическое сходство идей «Длительности» Бергсона.

6. Герметичность и двоемирие в интеллектуальном романе Т.Манна и Г.Гессе. Модификация шопенгауэровского двоемирия, определяющая взаимоотношения между временем историческим и временем субъективным, дистиллированным от социально-исторических бурь. Влияние философии Ницше, концепция идеи середины, формы декаданса в «Волшебной горе» Т.Манна. Традиция «магического идеализма» Новалиса в романах Г.Гессе «Степной волк» и «Игра в бисер». Концепция «округлой «личности», теория К.Юнга об архетипе. Романтические аллюзии в создании образа Г.Галлера («Предисловие издателя», «Записки Гарри Галлера», «Трактат о Степном волке»). Модификации «сказки» Новалиса в «Магическом театре» - мир без границ, пластически воплощающий «картины» сознания. Разомкнутость и открытость финала.

7. Новаторство У.Фолкнера в романе «Шум и ярость». Апокрифическая композиция. Реконструкция одних и тех же событий в разных временных пластах. Отсутствие именного сюжетного героя, фрагментарность повествования. Поток сознания как средство раскрытия внутреннего мира героев и истории упадка семьи Компсонов.

8. Экзистенциализм как философско-литературное направление: основные понятия и категории. Философия абсурда А.Камю («Миф о Сизифе»), феноменология Ж.-П. Сартра («Бытие и ничто»). Типологические сходство и различие романов Камю («Посторонний») и Сартра «Тошнота»). «Обреченность» на свободу в драме Сартра «Мухи». Эволюция А.Камю в романе «Чума».

9. Разрушение традиционной формы драмы в театре абсурда. Художественный мир Беккета в драме «В ожидании Годо». Своеобразие стилистики. Кольцевая композиция. Концепция времени и персонажа. Концепт «пустотности» языка, разрыв между означаемым и означающим. Аллюзии с «Чумой» в пьесе Ионеско «Носороги». Символ «носорожьей болезни», его многозначность. Значение театра абсурда.


Сейчас читают про: