Литература 20 века.
У акмеистов «Принцип ясности»:
В конкретности детали, пространства, времени, логика, живописность. Выступаем за возврат к земле, к мелочам. «Мы живой земле поём хвалы» (Адамизм). Акмеисты тоже были вне политики. «Богатые и бедные» - неблагодарная тема для поэзии. – Ахматова. Сильная, смелая, государственная личность, они за устои, она любит путешествовать, наблюдать за миром (у Гумилёва). Этой личности честь дороже жизни. С Гумилёвым пришли странствия, маркизы…и т.д. Любовь – гармония, и духовная, и плотская любовь, всё есть в любви, как в жизни. Слову отводилось главное место, логика. Гумилёв посвятил стихотворение слову. Слово – самоценная субстанция. Память культуры, народа – всё это в слове. «Поэзия – это плуг, который взрывает время так, что глубинные слои времени становятся наверху» - Мандельштам. (отступление: Россини «Феба»). «Храм построить труднее, чем башню. Поэтому акмеистам труднее символистам». Вошёл логос в их поэзию.
Ахматова – нравственно-психологические искания
Мандельштам – философско-историческая, культура народа.
Часть модернизма, часть авангарда. «футур» - будущее. Одновременно в Италии – Тамаза Маринетти, В России, во Франции. Их почва – классическое искусство, или что им тогда преодолевать, от чего отталкиваться?? Отечественные футуристы – пацифисты. «Бубновый валет», «Союз молодёжи», «Ослиный хвост» - художественные организации. Принцип «Освобождения от содержания. Форма будет содержание». «Соединить зримое и мысленное». Теория поэтической речи, в основе – освободить слово от смысла. Идея синтеза. Анархический бунт части творческой интеллигенции – отзвук социального бунта, городское искусство, уличная психология толпы, природа редко присутствует. «Кубофутуристы» - радикалы (Маяковский, Бурлюк, Кручёных, Хлебников). Неизбежность крушения старья. «Пушкин непонятнее иероглифа». Язык считалок, гадалок, язык заговоров, восточная мифология, фольклор, корнесловие, звукоподражанию, неологизму, лубочное искусство. Программа Хлебникова. Мир построен на рационалистических началах.
Маяковский – перерабатывает мир по-своему, и мы его по-новому узнаём. Северянин – давал свои определения явлениям, разукрашивал мир почти до неузнаваемости. Хлебников играл корнесловием (сравнивает с мистерией скрябина) Самые знаменитые «кубофутуристы» - скандалисты, революционеры. Печатались на самой дешёвой бумаге – «Нет смысла, завтра всё изменится, и прошлого уже не будет». Блок почувствовал футуристов, что за ними будущее. Работали над синтаксисом по-своему. Вводили музыкальные и математические знаки. Старались уйти о психологизма классики к миру вещей, от мысленного к зримому, от читаемого к зримому, от элитарному искусству к массовому искусству. «Поэт – это чтец, повелитель площадей». От слаботонического стихосложения к тоническому (ритм, акценты). У маяковского лирический герой чем-то похож на лирического героя гумилёва – смелый человек, но всегда орёт потому что ему было страшно в жизни. Его лирический герой богоборец, но не отказывается от христианских заповедей, тоже готов пойти на смерть, на крестные муки. «Жизнь – продолжение искусства». Хотели дать эстетический язык улице. Н отрицали значение классического наследия. «Бутетляне», «Гилейцы» - так они пытались сначал назвать себя, но не прижилось. Игорь Северян первый сказал, что он футурист. Самые сильные – эгофутуристы (1911 году объявили своё рождение «Пролог. Эгофутуризм. Поэзограндиоз»). Там с ним ещё были:Грааль Апрельский(Петров), Олимпов (Фофонов). Это они не отвергали классику. «Душа – единственная истина».
Московские эгофутуристы: Шершеневич, Ивнев, Хрисанф. Внимание к абсолютному сближало их с символистами. Не отвергали смысл. Потом они стали иманженистами (говорили, что есть образотворчество). «Центрифуга» - тоже ещё одна группа, порывали с классиками, Пастернак начинал у них, Осеев был тоже здесь, Бобров, у них не было нигилизма, они были за философскую насыщенность, искусство преобразует временное в вечное. Данила Хармс – посмотреть про него. Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина – их бы не было без футуристов. Заложил основы дизайна, архитектурного вкуса. Бенедикт Лившец: «Спали же бутетляне с пушкином под подушкой, хотя и сбрасывали его с парохода современности».
Семинар.
Циклы Блока:
1. «Ante Lucem» (был влюблён в Менделееву – она типа Офелия)
2. Стихи о прекрасной даме – «Вхожу я в тёмные храмы»
3. «Город» - «Незнакомка»
4. «Страшный мир»- «В ресторане»
5. «Кармен» (влюблён в Любовь Дельмос) Воплощение непостоянного искусства и ускользающей страсти.
6. «Снежная маска» (влюблён в Волохову)
«Незнакомка», «Роза и крест», «Балаганчик» - драматургия