Содержание общественной философской и художественной жизни 1840-х годов.
Русская литература 2 трети 19 века.
1840-е гг в русской истории – время напряжённых духовных исканий, «эпоха возбуждённости умственных интересов» (А. И. Герцен). Взлёт общественной мысли начинается уже в конце 1830-х гг. «Это было самое замечательное десятилетие» (И.Н. Анненков). На историческу. арену вступа.т либералы-идеалисты и демократы-разночинцы. 1840-е гг. – переходное звено к середине века. Писатели и более поздних периодов находили своих героев в 1840-х гг.
В 1840-е гг. обостряется вопрос об историческом пути Россииб особенно остро встаёт проблема отмены крепостного права.
Направления духовной жизни 1840-х гг.Ж
1.Освоение учений утопистов-социалистов (Сен-Симонб Фурьеб Бланб Жорж Санд)ж
2.Изучение материализма (Фейербах)ж
3.Овладение диалектикой Гегеля – переход к объективному идеализму. Объективные закономерности объясняли субъективное в человеческой личности. У Гегеля появля.тся причинно-следственные связи.
В это время важну. роль играл кружок Н.М. Станкевича. Этот кружок посещали Бакунинб Белинскийб Тургеневб Грановский и другие.
Этапы развития кружка СтанкевичаЖ
1.Увлечение субъективным идеализмом (Фихте – Шеллинг). Идеологом периода становится М.А. Бакунин. Необычайно высока оценка личностиб её нравственной ответственности и активностиж
2.Погружение в идеализм Гегеля. Идеологи периода – М.А. Катков и сам Станкевич. Создаётся возможность духовного и исторического осмысления духовной и реальной жизни.
3.Историческая обусловленность общественного развития. Идеолог периода – В.Г. Белинский. Он провозглашает социальность. С ним рядом в это время оказывается А.И. Герцен. Герцен понимал диалектику как «алгебру револ.ции».
После 1840 г. внимание общества приковано к западникам и славянофилам. Эти направления сложились в эпоху экономического и социально-политического кризиса 1840-х гг. В этих течениях отразилась попытка реформирования страны либеральным дворянством. У западников и славянофилов многие положения были общимиЖ неприятие крепостничестваб николаевской системыб требования свободы совести и печатиб неприятие револ.ционных преобразований. Их объединяла л.бовь к русскому народу.
Сам термин «славянофилы» был придуман Белинским в 1843 г.б но он восходит к противостояни. карамзинистов и шишковистов. Славянофилы возрождали интерес к русской истории и народу. Главным в оппозиции славянофилов и западников было противостояние личного и общественного. Для славянофилов основой русской жизни была община. Личность подчинялась обществу. Они выступали против л.бого насилия над жизнь.б порицали Петра Шб ссылались на истори. буржуазной Европы. По Герценуб славянофилы – талантливые л.ди с драматической судьбой. Лидерами славянофилов былиЖ А.С. Хомяковб поэтб философб историкб не принимавший концепци. военного переворотаб но сочувствовавший декабристамж братья Киреевские (Пётр Васильевич Киреевский – известный фольклорист)ж братья Аксаковы. В кружок славянофилов объединились выпускники Московского университетаб последователи учения Гегеля.
Кружок западников сложился в 1842 г. Во главе кружка стоял Тимофей Грановский (1813 – 1855 гг.)б историк. Его лекции были культурным событием Москвы. Он считалб что общинно-родовой путь России прошёл и Запад. Таким образом он снимал аргумент славянофилов об избранности общинного строя. Его концепция была связана с культом личности. Историческим недостатком России Грановский считал неуважение к личности. Грановский создал теори. западничества.
Во второй половине 1840-х гг. западничество распадается на два направленияЖ либеральное (Боткинб Катковб Каверинб Анненков) и радикальное (Герценб Белинский). Итоговым и для западниковб и для славянофилов становится 1848 г.б время револ.ции во Франции. Начинается размежевание либеральной интеллигенции.
Кроме кружков западников и славянофилов существовали и неформальные объединения (кружок братьев Бекетовыхб И.И. Введенского). Самым крупным неформальным объединением являлся кружок Петрашевского. Это было началом русской социалистической интеллигенции.
М.В. Буташевич-Петрашевский был сыном придворного врачаб родился в 1821 г. Он был увлечён идеями утопических социалистовб в особенности Фурье. Это увлечение имело широкий характер. Большинство воспринимало учение Фурье как мирну. систему. К радикальному крылу петрашевцев относились Спешнев и Достоевский. Философия Братства черпалась из Фейербахаб провозглашавшего обожествление человекаб целостность личности. Петрашевцы мало интересовались Гегелем. Их философия носила метафизический характер. Высшей ценность. для них был человекб созданный природой. В человеческих пороках виновата средаб но попытки изменить среду не предпринимались. Концепция петрашевцев была антропологичной по содержанию. Кружок посещали Салтыков-Щедрин, Плещеев, В.Н. Майков. В 1848 г. петрашевцы были арестованы.
Понятие «натуральная школа» существовало с 1846 г. Белинский заимствовал его у Булгакова. К «натуральной школе» относились писатели после Гоголя: Гончаров, Герцен, Григорович, Некрасов, Достоевский и другие. «Натуральная школа» существовала с 1840 по 1850 гг.
Идеологи «натуральной школы»:
1.В.Г. Белинский;
2.А.И. Герцен;
3.Н.А. Некрасов.
Главными органами издания «натуральной школы» становятся журналы «Отечественные записки» и «Современник» и альманахи «Физиология Петербурга» (1845 г.) и «Петербургский сборник» (1846 г.). В первой части альманаха «Физиология Петербурга» были помещены статьи «Петербург и Москва» Белинского, «Петербургские очерки» Даля, «Петербургские шарманщики» Григоровича, показывавшие представителей чердачно-болотного Петербурга. Во второй части – «Александринский театр» Белинского, рассказ «Чиновник» Некрасова и другие, отображавшие проблему культурной жизни города.
В альманахе «Петербургский сборник» работало уже пять выдающихся писателей. Он открывался романом Достоевского «Бедные люди». В нём было два произведения Тургенева, поэма А.Н. Майкова «Машенька», стихи Некрасова, статьи Белинского, перевод «Макбета» с английского языка. Готовился к выходу альманах «Левиафан».
Господствующим методом натуральной школы был критический реализм. Представители школы часто двигались к грани натурализма. Для школы был очень важен реальный факт. В.И. Даль (Луганский) писал очерки, озаглавленные «Даггеротипы». Принципы реалистического письма только осваивались натуральной школой. Эти принципы отражали психологию множества. Популярным становится жанр физиологического очерка. Героем становился обыкновенный человек. Школа ставила целью просвещение и образование читателей. Маленький человек рассматривался как полноценный эстетический образ.
Физиологический очерк шёл от традиций французской литературы (Оноре де Бальзак). Но натуральная школа заимствовала только тенденцию. Физиологический очерк был лабораторией социальной типизации. В нём отразился антропологический подход к человеку. Социальная типизация превалировала над психологией. Драматические коллизии очерка составляли неизбежность пути, диктуемого средой сословия, для отдельного его представителя. Вопрос об активности личности не ставился («Среда заела» - Ф.М. Достоевский). И всё-таки лучшие представители натуральной школы ставили вопрос об ответственности личности. Важным принципом натуральной школы становится активная авторская позиция.
Типичным произведением натуральной школы становится очерк Григоровича «Петербургские шарманщики». Во вступлении автор доказывает важность описания бедного Петербурга. Он даёт национальные и социальные типы шарманщиков и их слушателей – обитателей Петербурга. Даётся целый срез общества. В заключении Григорович говорит о сочувствии. Через очерк общество познавало себя.
Второй по значению жанр – рассказ. В рассказе появляются характеры, идёт индивидуализация. Далее стоит повесть. Практически все писатели натуральной школы обращались к повести. Самым значительным жанром был роман. Роман изучал связи личности и среды, стремился воссоздать душевную картину мира героя. Натуральная школа вносит в роман темы судьбы героя-разночинца, русского крестьянства.
Вокруг натуральной школы в 1845 – 1848 гг. разгорается полемика о её месте в русском искусстве. Белинский разработал теорию натуральной школы. Он писал вступление к «Физиологии Петербурга», рецензировал альманахи. Он анализировал произведения натуральной школы. В статьях «Ответ «Москвитянину» и «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» он утверждал, что натуральная школа связана с коренными традициями русской литературы. Он вёл полемику со славянофилами и петрашевцами. Славянофилы отказывали натуральной школе в принадлежности к искусству: они считали её подражательной, односторонней, не связанной с Гоголем, называли ползучим реализмом, без идеального и высокого взгляда.
Белинский дал историческое обоснование появлению натуральной школы и связывал его с самой эпохой 1840-х гг. Он отстаивал эстетические принципы нового направления. Белинский призывал к диалектичному изучению русской жизни и литературы. Он доказывал, что натуральная школа вышла из Гоголя, наследница критической литературы, начиная с Кантемира. Для понимания обыкновенного требуется глубокое эстетическое чувство.
И. Аксаков говорил о гомеровских традициях в МД Гоголя. Белинский отстаивает органичность появления натуральной школы, сравнивает с живописью Говарта. «Истинным знатоком искусства считается не замерший перед картиной Рафаэля, а тот, кто оценит Говарта».
Петрашевцы обвиняли Белинского в недостаточно сочувственном отношении к самой личности. Майков делил всё в человеке на две части: природное, считавшееся прекрасным, и национальное, указывавшее на трагизм судьбы. Он противопоставлял общечеловеческое и национальное. Белинский считал, что в национальном проявляется общечеловеческое. Белинский делал большой акцент на социальной типизации, а Майков – на психологизме. Белинский дал и теорию, и поэтику натуральной школы. Диалектичность белинского в рассмотренни русской жизни в состоянии борьбы. В борьбе с космополитами и Майковым Б. говорил о необходимости художественного начала. Майков самым большим художником считал Герцена, Б истинно великим считал Пушкина. Лучшим поэтом, по мнению Майкова, был Плещеев.