double arrow
Сущность диалогического конфликта

Роман А.И. Герцена «Кто виноват?».

«Главная сила Герцена не в творчестве,

не в художественности, а в мысли»

В.Г. Белинский

К.В. – первый роман, в котором проявилось художественное дарование Герцена. Первые части романа были опубликованы в «Отечественных записках» в 1845 – 1846 гг. Полное издание романа было опубликовано в 1847 г приложением к журналу «Современник»., а в 1848 г. в том же журнале на роман вышла рецензия Белинского, в его годовом обзоре литературы. Белинский сравнивал К.В. с «Обыкновенной историей» Гончарова. «Главная сила Герцена не в творчестве, не в художественности, а в мысли, у Герцена осердеченый ум» (В.Г. Белинский). «Герценовская идея гуманности» - мысль о достоинстве человека.

До романа Герцен писал «Записки одного молодого человека». Свою концепцию личности Герцен вырабатывает в полемике со славянофилами и гегелианцами. Они рассматривали человека как зависимое явление. Герцен ставит акцент на значимости личности и ответственности и вины человека вопреки среде, проблему действия. В его произведение входит психологическое изображение, объяснение и оправдание человека. «Человек зависит от среды: связь эта физиологическая,…элементы наследственности,…элементы морально-физические,…элементы сознания». Нравственно независимый человек – это и есть активный человек. Роман состоит из двух частей. Первая часть романа объясняет человека, оправдывает его (социальный детерминизм). Заглавный вопрос обращён к обществу, к среде. Не человек должен приспосабливаться к оществу, а общество к человеку. Доминирующими в первой части являются истории людей. Герцен – адвокат своих героев. Даётся подробная биография Владимира Бельтова. Объясняются его мечты, идеализм, переходный характер героя. Возникает «образ русского скитальца» (В.Г. Белинский). Очерковая организация первой части связана со сложной герценовской концепции человека. В первой части Герцен предлагает несколько биографий героев. Подробная биография Бельтова объясняет его трагедию, вызванную невозможностью найти своё место в жизни. Бельтов происходит из обедневших дворян, в его жизни не было проблем. Воспитание Бельтова было отшельническим. Мать Бельтова пережила многое в жизни и пожелала сыну другой судьбы. Его воспитатель Жозеф напоминает Руссо. Всю жизнь он посвящает служению людям. Жозеф и мать скрывают от Бельтова реальную жизнь. Жозеф прививает Бельтову интерес к вопросам текущей жизни. Университет довершает его воспитание. Бельтов бросает чиновничество и идёт в науку, но и наука не даёт ему выхода. Ничего не найдя, он отправляется в странствование по Европе. Во время путешествия по Европе Бельтов встречается с последним учеником Жозефа. Биография Бельтова написана как педагогический трактат, а биография его матери – как физиологический очерк. Биографический подход стал открытием Герцена. «Биография раскрывает всю роскошь мироздания» (А.И. Герцен).






1. Негров

2. Глафира Петровна

3. Элиза Августовна

4. Любонька

5. Круциферский

6. Отец Круциферского

7. Бельтов

8. Мать Бельтова

9. Дядюшка Бельтова

10. Доктор Крупов

11. Жозеф

Герцен выходит за пределы натуральной школы, так как антропологический принцип ограничивал свободу его представлений о человеке. Социальный детерминизм обогащается философией. Во второй части меняется сама структура повести. Центром становится любовный треугольник, диалогический конфликт. Вторая часть – философский роман (философский детерминизм). Основной формой философского романа становятся диалоги, споры. Герцен сталкивает героев с совершенно противоположными точками зрения. Авторская позиция раскрывается в процессе споров, в диалогическом конфликте (разные взгляды на один и тот же предмет, проблему), автор не встаёт ни на одну из позиций, показывает достоинства и ограниченность той или иной точки зрения. Он показывает силу и слабость каждой точки зрения. У читателя формируется объективно-аналитическое сознание. Наиболее явными оппонентами Бельтова являются доктор Крупов и Жозеф. Жозеф – идеалист. Жозеф воспитал в Бельтове высокие идеалы, но не привил ему желания ежедневной деятельности. Жозеф проповедует «теорию малых дел», учит филантропии. Бельтов превосходит своего учителя, но понимает, что филантропия не решает всех проблем. Доктор Крупов – человек из разночинцев, скептик. Крупов предлагает Бельтову заняться делом. Задачи, поставленные Бельтовым, требуют решения судеб многих людей. Герцен раздвигает границы содержания. Диалогический конфликт порождает взаимодействие разных граней и даёт эффект не замкнутости. «Вся проза Герцена прожжена огнём публицистики» (Луначарский). Отличительной чертой романа является ирония. Ирония и лиризм дают читателям представления о ценностях. Любонька выражает авторское представление о норме, она пишет дневник. Повествователь уравновешивает всё. В финале романа звучат мотивы из «Евгения Онегина». Роман был романом о поколений, о 1840-х гг. Герцен сформировал своё представление о сущности человека, опираясь на русскую и европейскую мысль, традиции разных авторов.

Первую и вторую часть объединяют авторская позиция, стилистика и публицистичность.






Сейчас читают про: