double arrow
Жанр философской повести в творчестве А.И. Герцена

Между первой и второй частями романа была написана повесть «Доктор Крупов», предваряющая вторую часть. Повествование написано философски. Принципиален подзаголовок «О болезнях вообще и о душевных болезнях в особенности». Полемика Герцена имеет конкретный адрес. Герцен полемизирует со славянофилами, которые отстаивали современную форму русской государственности. Полемика была адресована и к западникам, отстаивавшим буржуазное личностное начало. Их главным теоретиком был Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) «Левиафан», критика буржуазного роста. Разговор о Гоббсе давал возможность завуалировать политический подтекст. В повествовании Герцен выступает против концепции личности по Гоббсу. Гоббс считал, что в естественном состоянии человеком управляют звериные инстинкты, поэтому людям необходимо государство – Левиафан, регулирующий отношения, спасающий от сумасшествия. Герцен сравнивал Гоббса с Шекспиром, по определению глубины трагедии современности. Но Гоббс не гуманист.В первой части повести «История косого Лёвки» говорится о посещении студентом духовной семинарии Круповым родной деревни. Лёвка одарён от природы, но ему никак не даётся грамота, к тому же от природы он был косой. Крупов понимает ужас деревни, забившей ребёнка. Он уходит из духовной семинарии и становится доктором. Вторая часть повести – последовательное исследование признаком безумия. Из сумасшедшего дома Крупов поднимается до уровня истории и видит всеобщее безумие. Звучат гоголевские темы из «Записок сумасшедшего». В сумасшедшем доме безумными оказываются не больные, а сам доктор. Чиновники тоже безумны. Особенно развитие болезни описано в истории Матрёны Кучкиной. Безумие касается семейного института. От чиновников Крупов переходит к дворянству. Вся история оказывается сплошным безумием. Рецепт доктора – познание истины, признание правды жизни и…шампанское.




«Былое и думы»

Б.И.Д. – вершина творчества Герцена, самобытное явление русской литературы. В книге нашла отражение русская и западновропейская действительность 1830 – 1860-х гг. Эта книга написана мыслителем, рисующим духовную эволюцию. Герцен показывает историю поколения. История предстаёт в сложных связях. Эта книга весьма субъективна. Человек переживает историю. Б.И.Д. создавалась в 1852 – 1867 гг.

Этапы работы над «Б.и.Д.»:



1.1852 – 1855 гг.;

2.1856 – 1858 гг.;

3.1865 – 1867 гг.

В начале 1850-х гг. Герцен обращается к теме детства, блестяще обработанной Толстым. По-новому ставится проблема личности: интересным представляется становление личности, развитие социально-психологического аспекта. В этот период наблюдается интерес к всевозможным мемуарам. Б.и.Д. – и мемуары, и историческая хроника, и роман. Герцен называет Б. и Д. и записями, и хроникой. Герцен сравнивается в с Толстым.

Л.И. Гинзбург называет Б.и Д. «своеобразной эпопеей». «В этой эпопее обобщённая аналитическая мысль становится живой тканью художественного произведения, средой, в которой живёт весь охваченный жизнью материал». (Л.И. Гинзбург). Б.и Д. – синтез художественного начала образной системы с мыслительным началом.

Эпопея возможна там, где художник кладёт в основу общенациональное событие. Такое событие есть в Б. и Д. Эпопея требует определённой пространственно-временной организации. Видимые моменты – 1812, 1825, 1848, 1852, 1861 гг. Но Герцен делает экскурсы и в прошлое, и в будущее. Он охватывает почти всю Россию и европейские страны. Композиция Б. и Д. относительно свободна. Эпическое сознание выражено сознанием народа. Точка зрения Герцена характеризуется исторической диалектикой и глубочайшим демократизмом. Б. и Д. – ключевой текст для формирования русского исторического сознания. Б. и Д. – «отражение истории в человеке» (А.И. Герцен). Герцен рассматривает личность как отражение развития мира. Человек – отражение столкновения двух миров. Путь героя повторяет ход русской истории. Первая часть – становление идеолога русской революции. Главное эпическое событие Б. и Д. – рождение и формирование новой идеологии в России, исторической идеи социалистического сознания, создание рая на земле. Этот герой – точка столкновения двух противоположных идеологий. Первые пять частей книги – становление героя как процесс.

Первая часть – столкновение помещичьего быта и нового мировоззрения, отношения с простыми людьми. Вторая часть – тюрьма и ссылка, воспитание героя жестокой действительностью, столкновение Герцена с деспотизмом. Третья часть – классический любовный роман, история любви, воспитание героя любовью. Четвёртая часть – формирование нового мировоззрения, становление русской национальной мысли. Пятая часть – события 1848 г., духовная драма Герцена.

Части книги, написанные до 1861 г. – романный текст. В автобиографического героя Герцен вложил всю силу историко-литературной проблематики. В последних частях Герцен убирает своего автобиографического героя. Он рассказывает о героях времени. Последние части носят очерковый характер.Герцен делает каждое входящее в повествование лицо маленьким микромиром. Он имеет дело только с реальными фактами и отбирает исключительных лиц. Герцен ставит эти лица в причинно-следственные связи. Портрет героев предельно лаконичен. Герцен даёт суммарный психологический анализ. Он показывает связь истории и человека. Образ отца Герцена составлен из двух частей: либеральный дворянин XVIII века и типичный русский помещик.Герцен вводит определённую иерархию своих героев. Его реализму присуща аналитическая многоплановость. Ирония сочетается с лиризмом. Там, где Герцен выводит «фанатиков рабства», анализ сменяется памфлетом, просматривается чистая публицистика, описание становится одноплановым. Своих близких Герцен рисует в высоких тонах.Эссеистический характер пронизывает весь материал текста. Мысль Герцена – мысль исследователя. Главный принцип организации материала – ассоциативный. Герцен соединяет размышления с конкретными деталями. Стиль в высшей степени метафоричен.

Вопрос № 21: роман И.С. Тургенева «Накануне» и статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».

В 1860 г. в журнале «Русский вестник» публикуется роман «Накануне». Роман открывается для Тургенева проблемой долга и счастья. Художник Шубин отстаивает идею личного счастья, но является человеком эгоистических амбиций. Берсенев всегда стремится быть вторым. Преобладание только одного начала делает человека несостоятельным. Прототипом Берсенева отчасти был Грановский как тип идеалиста 1840-х гг.Тургенев вводит в роман двух новых героев – буржуазного дельца Курнатовского и болгарина Инсарова. Инсаров не является для Тургенева героем времени. Новые силы в обществе воплощались у Тургенев в символические образы Гамлета и Дона Кихота. Гамлеты – дворяне, дон Кихоты – разночинцы. Отношение к Инсарову передаётся через впечатления Берсенева и Шубина. Героическое начало в герое сочетается с некоторой ограниченностью. «Я его уважаю, но не люблю» (И.С. Тургенев). Елену покоряет в Инсарове преданность своему народу. Добролюбов прочитал «Накануне» как роман о революции. Героем русской жизни Добролюбов назвал Елену Стахову, как человека, сосредоточенного на улучшении жизни народа. Ей не чуждо сострадание. Добролюбов упрекает Тургенева в схематичности образа Инсарова. Общественное содержание романа оказалось более глубоким. В финале романа Тургенев перестаёт быть тайным психологом. Образ начинает играть роль психологического камертона. Возникают образы смерти, конца, наказания. Усложняется концепция героя и романа.

История Инсарова – реальная история Катранова. Катранов, сосредоточенный на болгарской идее, умирает, не реализовав свою мечту. Философская концепция романа – ничтожность человека перед законами судьбы и природы. Политическая проблема романа – проблема сильного героя, философская – слабости человека перед лицом судьбы. Появление мотива наказания за счастье. Христианская тема смирения. Травиатта, ария Виолетты. Тургенев первым развёрнуто изобразил смерть (???). Символика подготовки к смерти. По мысли Тургенева название – смерть накануне мечты, герой накануне реформ.

Статья Добролюбова в современнике. Журнал современник 1847 года – журнал всей передовой интеллигенции, в нём начинают готовиться реформы, сотрудничают все писатели натуральной школы. Формирование молодого поколения мыслителей: Чернышевский, Добролюбов. В 50-е годы оформляются два типа русской культуры: дворянская и новая демократическая. Суть статьи Добролюбова: сосредоточение на политическом смысле романа, его заострения, смысл названия – Россия накануне революции. Добролюбов считал главным героем Елену, жаждущую подвига во имя родины.

Вопрос № 22: «Отцы и дети» в оценке русской критики 1860-х годов.

О. и Д. – одно из лучших произведений Тургенева, последний предреформенный роман. Выход романа вызвал дискуссию, связанную с общей ситуацией расхождения между либералами и демократами. Наметились расхождения внутри самих демократов. Роман был написан в 1861 г., а в 1862 г. опубликован в журнале «Русский вестник» № 2. В журнале роман был напечатан со значительными поправками, и Тургеневу пришлось создавать отдельное издание. В ответ на публикацию романа в «Современнике» появляется разгромная статья Антоновича «Асмодей нашего времени». Роман в статье расценивается как злостная клевета на молодое поколение. Эта статья выражала мнение разночинцев, в частности, Чернышевского. Тургенев этом романе высказал полное неверие в возможность изменения России путём революции. Базаров не был принят им как герой времени.Одновременно в журнале «Русское слово» выходит статья Писарева «Базаров». Писарев считает роман положительным портретом молодого поколения, а Тургенева – «великим художником и честным гражданином России».. Журнал «Русское слово» считал революцию делом далёкого будущего. Причина была в неразвитости сознания самого народа. Базаров выразил собой переходный момент в развитии русского общества. Представленность людей двух культур на фоне происходящих реформ. Во внешности Базарова современники узнавали Добролюбова. Роман вырастает на основе конфликта с Добролюбовым, однако Базаров изображён не как враг, как представитель новой демократической культуры

Вопрос № 23: своеобразие конфликта в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (социальный и нравственно-философский аспект).

Роман был написан под влиянием «Современника». Современность этого романа состояла в отражении ломки устоявшихся коренных начал русской жизни. Особенность этого романа заключалась в авторской позиции Тургенева. Тургенев всматривается во всех персонажей, в каждую точку зрения, ищет кризисный момент в каждом. Конфликт романа развивается в условиях кризиса 1859 г. Время максимально приближено к действительности. Кризис чувствуется во всём: в картинах природы, в деталях. В ситуации кризиса Тургенев разводит идеологии либералов и разночинцев. Он показывает превосходство демократической идеологии над либеральной. Базаров часто говорит о себе во множественном числе, что даёт эффект присутствия целого поколения. Основным расхождением является общественный антагонизм. Аристократы сталкиваются с демократами-разночинцами. Этот антагонизм является лейтмотивным в спорах. Павел Петрович представлен как консервативная, сковывающая сила прошлого. Базаров представлен как разрушающая, но освобождающая сила. Представлены два типа жизни и культуры: дворянская и новая, деятельная культура. Возникает вопрос о сущности нигилизма, современной действительной жизни. Хронотоп романа раздвигается. Русские проблемы выводятся в разряд европейских. Базаров выступает против идеи дворянской личности. Второй важный вопрос – вопрос о народе. Базаров говорит о народе свысока. В этом споре появляется отражение отношения разночинцев к народу. Встаёт проблема народного сознания. Базаров требует от народа развития. Дискуссионным является вопрос об идеализме и материализме. Базаров естественен, он относится к поколению материалистов. В идеологическом споре Базаров одерживает победу.

Тургенев проводит героя через два круга испытаний. Чтобы показать полное превосходство разночинцев над либералами, Тургенев показывает сцену дуэли. Базаров вынужден покинуть Марьино. Второй аспект конфликта – философский и нравственно-этический. Это роман о судьбах людей. Содержание продиктовано философскими явлениями. Исследуя тип героя в «ситуации на рандеву», Тургенев отмечает развитие образа Базарова, отмечая в нём героическое и трагическое начало.В январе 1860 г. Тургенев заканчивает статью «Гамлет и дон Кихот». В ситуации конца 1850-х гг. Тургенев выразил своё коренное понимание человеческой природы. Он выстраивает оппозицию долга, деятельности (дон Кихот) и рефлексии (Гамлет). Соотношение Гамлета и дона Кихота проводится с акцентом на деятельное начало. Базаров – синтез дона Кихота и Гамлета. Переходность и кризисность образа отражается в своеобразии идеологического конфликта. В центре оказывается развитие характера парадоксальным образом. Базаров выламывается из схемы нигилизма. Изменения касаются всех героев. Любовь – ломка героя, мощный внутренний сдвиг. Структура характера Базарова способна к изменениям. «Беспокойный и тоскующий Базаров – признак великого сердца» (Ф.М. Достоевский).

Базаров представляет новое направление философского мышления. Его оппоненты – современники герценовских гегельянцев. Павел Петрович отстаивает идеи Станкевича. В образе Базарова описан момент движения от гегельянства к материализму («Прежде были гегелисты, ныне стали нигилисты»). Материализм отказывается от Бога, от идеи независимости универсального пространства, акцентирует внимание на свободе личности. Но встаёт вопрос о мере этой свободы. Роман Тургенева схватывает начало эпохи. Это проявляется в понимании долга, восприятии природы, отношениях в семье и любви, столкновении со смертью. Образ дона Кихота даётся Тургеневым в трагических тонах. Дон Кихоты – слепое орудие истории. Базаров измучен своей рефлексией. Передаётся трагическое самочувствие человека, оказавшегося в одиночестве.

Новизна личности Базарова проявляется в отношении с женщиной. Происходит самоломка героя. Тургенев корректирует его разночинские принципы. Впервые в «ситуации на рандеву» пасует героиня. Любовь к Анне Сергеевне трудна. Тургенев подаёт любовь стихийно великим и фатальным чувством. Анна Сергеевна – равновесный Базарову соперник на поле человеческих страстей. Это лучшее выражение представителей культурных людей дворянского слоя. Анна Сергеевна больше всего любит покой. В ней проявляется обломовский тип жизни.

Последнее испытание Базарова – столкновение со смертью. В его смерти есть примирительный элемент. Тургенев пишет сцену гибели Базарова по мотивам «Гамлета» и «Дона Кихота».

Поэтика заглавия – первое постановление проблемы отцов и детей, отношение между отцами и детьми, между поколениями потенциально конфликтны, в особенности в переходные эпохи. Изображая эпоху реформ и две культуры, Тургенев интерпретирует ситуацию через отношения двух поколений. Оптимальное воплощение – семья Базаровых. Нарушение законного хода природы, следствие кризисной эпохи, уход младшего поколения раньше старшего.

Роман посвящён Белинскому, как преданность натуральной школы, как человеку новой демократической культуры.

Новые философские взгляды Базарова. Ранее были последователи Гегеля. Отрицающая философия Б, подвергающая всё сомнению. В нигилизме Б есть ряд утверждений, Тургенев показывает нигилизм, как род материализма. Базаров верит ряду неоспоримых фактов. Нигилизм Базарова – атеизм. Появление нигилистических и атеистических взглядов по мнению Тургенева полезно для русской культуры и философской мысли. С другой стороны всем ходом романа т показывает, что позиция Б внутренне противоречива. Базаров отрицает любую идею, как сферу духа. Отрицая идею, Б верит в теорию Нигилизма, т.е в идею. Внутреннее противоречие базарова, на этой логике выстроено всё развитие романа.

Идейно-художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и отзыв В.Г. Белинского о реализме И.А. Гончарова.

Замысел и работа над романом датируются 1845 – 1846 гг. В это время Гончаров сближается с демократами. «Я разделял во многом их образ мыслей относительно свободы крестьян, просвещения общества и народа, вреда всякого рода стеснения и ограничения для развития» (И.А. Гончаров). Роман был опубликован в 1847 г. в третьем и четвёртом выпусках журнала «Современник». Гончаров стремился показать русскую жизнь в развитии. «Это было время начинавшейся ломки старых понятий и зари чего-то трезвого, делового, нужного» (И.А. Гончаров). В том же 1847 г. роман выходит отдельным изданием.

Александр Адуев приезжает завоёвывать столицу и теряет иллюзии. Эта тема была уже сформирована в литературе. Основа романа – конфликт патриархального сознания и «нового века». П.И. Адуев – человек нового века, совмещающий формы активной деятельности. Между Адуевыми возникают диспуты, в которых Александр проигрывает. Конфликт в романе строится на столкновении иллюзий, порождённых патриархальным и новым петербургским типом жизни. Это типичный диалогический конфликт. Гончаров заставляет самого читателя делать выводы и моделировать норму.

Роман делится на две части. Остро поставлена проблема романтизма. В первой части романа проводится критика мечтательного романтизма. В романе присутствуют бытовые, философские, эстетические планы романтизма. Мечтательный романтизм – проявление помещичьего, крепостнического, патриархального уклада. В этом романтизме Гончаров видит высокие начала, связанные с поисками истины. Отношение к романтизму у автора двойственное.

Первая часть романа направлена на критику Александра. Гончаров показывает его в сфере любви, службы, творчества. Экспозиция – изображение жизни в деревне Грачи. «Он прежде всего романтик по воспитанию» (В.Г. Белинский). В экспозиции намечаются темы и мотивы, повторяющиеся на протяжении романа: слёзы, любовь, счастье. Первую часть романа занимает процесс развенчивания иллюзий.

Сначала происходит крушение иллюзий, связанных со службой. Бюрократический Петербург очень скоро показывает своё отношение к Александру. Адуев пишет и переводит трактаты по агрономии. Он обладает обширными знаниями, но неспособен к реальной работе.

Крушение происходит и в любви. Александр мечтает о колоссальной страсти, о подвиге. У него происходит три увлечения. Первое чувство – чувство холодного мечтательного эгоиста к поэтичной Наде Любецкой. Восторженная любовь оканчивается трагически. Наде наскучил герой, который только требовал любви для себя. Во втором увлечении он сталкивается с Юлией Тофаевой – рефлектирующей, сломленной душой, его зеркальным отражением. Адуев бежит от неё. Третий роман происходит с молодой девушкой Лизой. Герой завоевывает её по всем законам романтизма, но пасует перед ней. В конце первой части Александр становится похож на своего дядю.

Третья иллюзия – творчество Адуева. Дядя рецензирует творчество Александра негативно, демонстрирует племяннику отсутствие у того вкуса и таланта. Совокупность жизненных разочарований отрезвляет и ломает Александра. Адуев пытается всё исправить. Он покидает Петербург и возвращается в Грачи. Из романтика он превращается в копию П.И. Адуева. Первая часть – критика патриархального начала, породившего Адуева. Параллельно проходит мотив драматической утраты. Александр – жертва прозаической действительности. Процесс взросления героя. Опошление героя. Метание героя между романтизмом и реализмом, столицей и провинцией, Европой и Азией.

Эпилог. Повторное возвращение Александра в Петербург. Женитьба по расчёту. Изменение Петра – его переход из зрелости в пожилой возраст, изменение мировосприятия посредством его жены. На первый план выходит чувство и романтизм в новом состоянии дяди.

В связи с диалогическим конфликтом в романе проходит оппозиция города и деревни. Образ природы связан с изображением патриархального. В Грачах оформляются темы природы и материального. Такая форма равновесия создает эффект объективного письма. Белинский сравнивал Герцена и Гончарова. В лице Гончарова он видел истинного художника. Гончаров оценивал персонажей через их соотношение. В романе присутствуют опорные точки, придающие целостность всему повествованию. Ю.В. Манн считал, что в эпилоге Гончаров продемонстрировал просветительское представление о человеке: естественный человек нормален в своей основе, никакие обстоятельства не способны заглушить гуманное начало. Манн акцентирует сложное представление о человеке. Эстетика Гончарова – показать драматическое содержание обыкновенной жизни.

Проблема национального характера в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Летом 1857 г. Гончаров уезжает в Мариенбад, где в течение семи недель пишет роман «Обломов». В 1859 г. (Накануне, Гроза) роман был опубликован в журнале «Отечественные записки», а также вышел отдельным изданием. Гончарова занимал вопрос встречи двух эпох, которая продолжалась в романе «Обломов». В русской жизни наступала эпоха действия. Проблема дела становилась центральной. В романе выводится один из лучших представителей дворянства в ситуации перемены русского общества. Затяжное эпическое описание у Гончарова критики называли мелочной разработкой характера, нагромождением деталей. В статье «Что такое обломовщина» Добролюбов отклоняет эту критику, считая, что это кажущиеся недостатки, особый способ художественного воссоздания жизни. Добролюбов сравнивал Гончарова с Тургеневым, Он говорил об особой структуре манеры Гончарова. «В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова» (Добролюбов). Через все романы Гончарова проходит образ реки, выражающий его представление о неиссякаемости русской жизни. Русская жизнь представляется ему органичным образованием. У Гончарова диалектичное отношение к патриархальному. Роман Обломов – концепция России и русского человека. Русский человек, однозначно, человек восточного созерцательного типа. Роман насыщен эпизодами, полнота изображения жизни, простота сюжета, и системы персонажей. История развития Обломова. 4 части=4 этапа жизни героя. Штольц и Захар, Ольга Ильинская, Пшеницына. Обломов – русский человек, существо, лежащее по своей природе. Введение восточной темы: халат, диван, восточные туфли.

Предметом искусства, по мнению Гончарова, может быть нечто устоявшееся. Гончарова как художника интересует добро и способы его достижения. Он дает изображение героя времени. Роман дает социальное исследование обломовщины. В романе дается синтез дореформенной русской жизни, в интерпретации Добролюбова получающая объяснение сна, застоя. На первых страницах романа идёт накопление материала. Автор знакомит читателя с физическим обликом и духовной жизнью. Главная ценность для Обломова – сохранить человеческое достоинство.

В конце первой части романа, в главе «Сон Обломова» даётся своеобразная экспозиция. В диспуте Обломова и Штольца идёт разговор о счастье. Штольц считает представления Обломова о счастье «обломовщиной». После расставания с Ольгой Обломов сам видит в этом причину своих несчастий.

Там, где в обломовщине преобладают лень и апатия, Гончаров показывает сатирическое начало. Роман состоит из четырёх частей. Первая и четвёртая части – типичная обломовщина. Во второй и третьей частях в произведение входит любовь, заставляющая Обломова встать с дивана. Главный мотив первой части – планы, мечты, идеалы. Счастье Обломова постоянно сталкивается с жизнью. Гончаров показывает несовпадение планов и образа жизни героя.

Вторая и третья части – эксперимент, испытание Обломова на любовь. Гончаров духовно освобождает героя, показывает его золотое сердце. Обломов понимает, что Ольга не будет счастлива с ним. Любовь вызывает рефлексию Обломова, завершается духовной усталостью. Любовь не возбуждает в нём энергии. Гончаров показывает, что Обломов не способен к реальной деятельности. Парадокс образа заключается в соединении нравственных идеалов с невозможностью осуществить их.

Обломов, как и Лаврецкий, близок к народной культуре. Проблема покоя Обломова отсылает роман к средневековому менталитету, проблемам монастырской жизни. Обломов удаляется, чтобы сохранить нравственность. В его жизни осуществляется принцип монастырского. Обломов не подвержен ни одному из смертных грехов. Через роман проходят мотивы еды и сна. Обломов совершенно неприхотлив в еде. Гончаров последовательно освобождает героя от всех грехов. Роман сближается с житием. Произведение имеет несколько планов содержания: социальный, философский, этический, психологический планы.

Важным средством выявления качеств Обломова является присутствие Штольца. Штольц не лишён духовности как Адуев-старший, он приближен к России. Но он воплощает новый европейский тип жизни. Между Штольцем и Обломовым развивается идеологический конфликт. На фоне Штольца видна инфантильность Обломова. Но Обломов выигрывает «золотым сердцем», чувствами. Штольц рационален. Читатель постоянно соотносит героев.

Двойственное отношение к России и Европе было высказано в книге «Фрегат «Паллада» в главе «Лондон». Гончаров считает Лондон центром разыития промышленности и уважения достоинства в человеке. Соотношение патриархального и буржуазного типов сознания выражено в антиномии «торговля – жизнь». «Добродетельности [в Англии] лишена своих лучей: она принадлежит обществу, нации, но не сердцу» (И.А. Гончаров).

На фоне образа Ольги Ильинской даётся оценка героев. Она является судьёй нравственных свойств героев, нравственно превосходя их. Прототипом Ольги Ильинской была Е.П. Майкова, типичная женщина 1860-х гг., издававшая детский журнал «Подснежник» и вышедшая замуж за разночинца. В своих источниках Гончаров приближался к реальной жизни.






Сейчас читают про: