Этапы духовного развития А.И. Герцена (1812 - 1870)

«Моя художественная

биография – отражение истории

в человеке, случайно оказавшемся

на её дороге»

Герцен был связан со сложными перипетиями истории, блестящим человеком и художником. Герцен дружил с Белинским, Огарёвым, Оуэном, Грановским, Гарибальди. Его биография – биография развивающегося сознания.

Герцен родился 25 марта 1812 г. в Москве в семье помещика Яковлева и немки Луизы Гааг. Его воспитывали поклонник французской революции Бушо, её современник и участник, и семинарист-разночинец Протопопов. Он был незаконнорожденным и поэтому с детских лет был особенно чуток к проявлениям несправедливости. Также влияние оказали на Герцена рассказы и атмосфера 1812 года, царящие в доме Яковлева. С ранних лет Герцен находился в позиции сопротивления. Большое впечатление на него оказало восстание декабристов, «блестящего ряда русского общества, великих предшественников». Отец Герцена находился в оппозиции к власти. Многие члены семей декабристов бывали в их доме. В детстве Герцен читал французскую литературу, включая Руссо, а также Шиллера, Бомарше, Пушкина.

В отрочестве у Герцена возникает ощущение исторического призвания. Он почувствовал себя продолжателем дела декабристов. Важной для него была встреча с Н.П. Огарёвым. Их дружба носила духовный характер, Герцен называет её драгоценным сосудом. В 1829 г. Герцен поступает на физико-математическое отделение Московского университета. Влияние в этом на него оказал дядя А.А. Яковлев, сторонник французского материализма. Университетские годы были для Герцена периодом высокого интеллектуального роста. От беспорядочного чтения он движется к систематизации литературы, от естественных наук – к философии. На первом курсе для него очень важным оказалось знакомство с профессорами Павловым, последователем философии Шеллинга, преподавателем физики и сельского хоз-ва, и Кочановского. Знакомство с естествоиспытателем Максимовичем, славянофилом. Студенческая работа Герцена «О месте человека в природе».

Формирование мировоззрения Герцена падает на мрачное десятилетие после разгрома восстания декабристов, десятилетие увлечения романтизмом и идеалистической философией Фихте, расцвета кружков. Все интересы Герцена носили политический оттенок (гражданская экзальтация). В кружок Огарёва и Герцена вошли Кетчер, Сазонов и другие. Их кружок создал систему раннего утопического социализма, предшественником которого был Сен-Симон.

Круг проблем, обсуждаемый кружком:

1. Воззрения декабристов

2. Революция

3. Республика

4. Политическая литература

5. Ненависть к насилию и правительственному произволу

6. Сен-Симонизм

Ранняя теория Герцена была романтической. «Мы проповедовали декабризм, французскую революцию, Конституцию, республику, чтение политических книг и сосредотачивали силы в одном обществе. Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому правительственному произволу» (А.И. Герцен).

В 1834 г. кружок разработал план собственного журнала, но в этом же году их арестовали. Ссылка в Вятку оказалась школой жизни для Герцена. В Вятке он был определён чиновником по статистике, и здесь он столкнулся с государственным произволом. Знакомство с положением крестьян и дружбой с ссыльными называет русским разлома. Герцен встречался с русскими и польскими политическими ссыльными. Он прокладывал для себя дорогу к материализму и реализму. И всё же в ссылке усиливался романтический идеализм. В 1837 году Вятку посетил Жуковский, путешествующий с цесаревичем. Впоследствии он помогал Герцену. Начинает заниматься творчеством

Герцен вернулся в Москву в 1840 г. В Москве он встречается с новым поколением, кружком Станкевича. В 1840-е гг. Герцен переходит к новому мировоззрению. Он интересуется материализмом и реализмом. Знаменательной становится встреча Герцена с Белинским. Между ними завязываются сложные отношения. Эта встреча оказывается плодотворной для их работы. В 1840-е гг. Белинский исповедует философию Гегеля. Он принимает русскую действительность, считая, что это необходимый момент её развития. Герцен не принимает эту действительность и изучает Гегеля. Гегеля он воспринимает как «алгебру революции». «Если существующий порядок целесообразен, то целесообразна и борьба против него» (А.И. Герцен). [Гегель распространяет своё мировоззрение на всё, кроме родной Пруссии]. Герцен создаёт целый ряд философских работ, в частности «Дилетантизм в науке», в которой он даёт оценку Гегелю и русским идеалистам-гегелианцам. Открытиями Гегеля Герцен называет историзм и диалектику. Но он же критикует Гегеля за филистерство.

После знакомства с философией Фейербаха Герцен вступает на почву материализма. В мае 1840 г. семья Герцена переезжает в Петербург. Петербург был центром интеллектуальной жизни, катализатором духовного развития Герцена. В 1840 – 1841 гг. Герцен подвергается новому преследованию. Его с семьёй отправляют в ссылку в Новгород. Он вернётся в Москву в июле 1842 г.

В 1841 – 1846 гг. он пишет роман «Кто виноват», в 1845 г. – статью «Письма об изучении природы», демонстрируя свою философскую программу. Особо отмечалось его письмо «Эмпирия и материализм», в котором он обсуждает гносеологические принципы. Герцен критикует Гегеля и объявляет войну метафизике. Он осваивает принципы диалектики материализма, подходит к историческому материализму. В 1846 г. происходит раскол среди западников. Расхождение шло и на уровне программы (реформаторы – революционеры) и философии (материалисты – идеалисты). В 1845 г. Герцен пытается издавать собственный журнал, но получает отказ от цензурного комитета. К тому же он чувствует приближение революционных событий в Европе. В 1847 г. Герцен выезжает во Францию. В Париже Герцен встречается с Бакуниным, Сазоновым, изучает парижскую жизнь. Очень скоро он увидел весь идеализм западников в отношении Европы. Затем Герцен переезжает в Италию и там узнаёт о революции во Франции. В мае 1848 г. Герцен уже в Марселе. У него наступает период духовного кризиса. Революционность Герцена базировалась на идеях декабризма и носила дворянский характер. В Европе Герцен делал ставку на революционность буржуазии, ориентируясь на особенности «июльской монархии» во Франции. В 1830 по 1848 гг. у власти во Франции стояла крупная буржуазия. Мелкая и средняя буржуазия находилась в оппозиции. На это и делал ставку Герцен. В революции 1848 г. средняя буржуазия захватила власть, опираясь на народ. Но народ так и остался без прав. Стала видна классовая сущность буржуазии. Герцен был свидетелем разгрома революции. Буржуазный социализм оказался мифом. У Герцена наступает разочарование по поводу буржуазной революции. Возникла ситуация неразвитости классовых отношений. В это время у Герцена погибают мать и сын, умирает жена. Герцен пессимистически смотрит на Европу и обращается к России. Герцен переезжает в Лондон и сближается с ценностями славянофилов. В Лондоне он основывает «Вольную русскую типографию». В 1853 г. Герцен начинает издавать журнал «Полярная звезда», а в 1857 – 1867 гг. – газету «Колокол». До 1861 г. Герцен остаётся последователем идеи буржуазной революции. После 1861 г. его социализм носит народнический характер. В «Полярной звезде» он отражает свою принадлежность к революции, но в письме к императору он заявляет, что готов отказаться от своих взглядов ради освобождения крестьян. У Герцена возникают противоречия с Марксом. Герцен не обладает полнотой сведений о событиях, происходящих в России. Тем временем там в 1855 – 1861 гг. происходит размежевание либерального дворянства и разночинцев. Герцен поддерживает либеральное дворянство. После визита Чернышевского он меняет свою позицию. Герцен не принял отмену крепостного права в том виде, в котором она была произведена, называл её «всекаемым рабством». Он оказывается хроникёром первых месяцев реформы. Герцен идёт к народной демократии. В 1863 г. было подавлено восстание в Польше. Герцен «спасает русскую демократию» (выступает против К. Маркса, объединяется с Бакуниным), публикуя статьи о переходе русских офицеров на сторону поляков, поддерживает восставших. Герцен был объявлен государственным преступником, от него отвернулись западники. Свои имущественные дела Герцен передаёт Ротшильду. Герцен защищает Чернышевского. В 1860-е гг. Герцен расходится с И.С. Тургеневым. В ходе следствия по делу лондонских эмигрантов Тургенев отрекается от Герцена. В эти годы Герцен знакомится с Гарибальди. В 1869 г. выходит последняя книга Герцена – «Письма к старому товарищу» (адресована Бакунину).Он вплотную подходит к историческому материализму и осуждает анархизм Бакунина. Герцен обращается к пролетариату и Марксу, является одним из основателей «Земли и воли». 1869 г. – «Письма старым товарищам» (исторический материализм, о движущих экономических отношениях в обществе) Александр Иванович Герцен умер 15 января 1870 г., не дожив год и два месяца до Парижской коммуны.

(1789 – 1793 – Великая Французская революция) 1812 – 1825 – 1848 – 1861 – 1870 (1871 – Парижская коммуна)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: