double arrow

Квалификация бакалавр филологического образования

СОДЕРЖАНИЕ УМК

Поэзия

Автор

Автор

Авторы


Феофан Прокопович (1681—1736)

· Василий Тредиаковский (1703—1769)

· Антиох Кантемир (1709—1744)

· Михаил Ломоносов (1711—1765)

· Александр Сумароков (1717—1777)

· Василий Майков (1728—1778)

· Михаил Херасков (1733—1807)

· Фёдор Эмин (1735—1770)

· Владимир Лукин (1737—1794)

· Яков Княжнин (1740—1791)

· Михаил Чулков (1743—1792)

· Ипполит Богданович (1743—1803)

· Гавриил Державин (1743—1816)

· Николай Новиков (1744—1818)

· Денис Фонвизин (1745—1792)

· Александр Радищев (1749—1802)

· Николай Николев (1758—1815)

· Василий Капнист (1758—1823)

· Иван Дмитриев (1760—1837)

· Николай Карамзин (1766—1826)

· Иван Крылов (1769—1844)


XIX век

"Феодально-монархический строй долго держал Россию под своим игом", - отмечал чл.-корр. Пиксанов, Николай Кирьякович, в результате чего "литература заняла особое, исключительное положение в общественной жизни нашей страны"[1]. "Отсюда — предельная насыщенность художественной литературы идейностью политической, социальной, этической. Отсюда — своеобразнейшее положение литературной критики, которая выполняла функции не только эстетического, но и социально-политического характера, заменяя русскому обществу то, что западной общественности давали тогда парламентские прения, публичные собрания, партийные организации и бесцензурная политическая печать", - отмечал Пиксанов, Николай Кирьякович. В 1847 г. Белинский писал Гоголю, что в обществе «кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжелым гнетом», не находят выхода; «только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед». Позднее (1856) и Чернышевский, противопоставляя Россию и Запад, подтверждал, что у нас литература «пока сосредоточивает почти всю умственную деятельность народа». "Всемирное значение, которое приобретает теперь русская литература", отмечал Ленин в своей книге «Что делать?».


· Василий Жуковский (1783—1852)

· Антоний Погорельский (1787—1836)

· Константин Батюшков (1787—1855)

· Иван Лажечников (1792—1869)

· Петр Вяземский (1792—1878)

· Александр Грибоедов (1795—1829)

· Александр Пушкин (1799—1837)

· Евгений Баратынский (1800—1844)

· Александр Одоевский (1802—1839)

· Владимир Одоевский (1803—1869)

· Фёдор Тютчев (1803—1873)

· Николай Языков (1803—1847)

· Николай Гоголь (1809—1852)

· Алексей Кольцов (1809—1842)

· Александр Герцен (1812—1870)

· Иван Гончаров (1812—1891)

· Николай Огарёв (1813—1877)

· Михаил Лермонтов (1814—1841)

· Петр Ершов (1815—1869)

· Алексей Толстой (1817—1875)

· Иван Тургенев (1818—1883)

· Яков Полонский (1819—1881)

· Афанасий Фет (1820—1892)

· Алексей Писемский (1820—1881)

· Николай Некрасов (1821—1878)

· Фёдор Достоевский (1821—1881)

· Аполлон Майков (1821—1897)

· Алексей Жемчужников (1821—1908)

· Дмитрий Григорович (1822—1899)

· Александр Островский (1823—1886)

· Александр Дружинин (1824—1864)

· Михаил Салтыков-Щедрин (1826—1889)

· Николай Чернышевский (1828—1889)

· Лев Толстой (1828—1910)

· Михаил Загоскин (1830—1904)

· Николай Лесков (1831—1895)

· Николай Помяловский (1835—1863)

· Пётр Боборыкин (1836—1921)

· Вильгельм Авенариус (1839—1923)

· Фёдор Решетников (1841—1871)

· Иван Суриков (1841—1880)

· Николай Лейкин (1841—1906)

· Глеб Успенский (1843—1902)

· Николай Гарин-Михайловский (1852—1906)

· Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852—1912)

· Всеволод Гаршин (1855—1888)

· Николай Позняков (1856—1910)

· Антон Чехов (1860—1904)

· Семён Надсон (1862—1887


Серебряный век


Поэзия:

· Предсимволизм

· Николай Минский

· Иннокентий Анненский

· Старшие символисты

· Фёдор Сологуб

· Дмитрий Мережковский

· Константин Бальмонт

· Зинаида Гиппиус

· Валерий Брюсов

· Вера Меркурьева

· Младшие символисты

· Вячеслав Иванов

· Михаил Кузмин

· Андрей Белый

· Александр Блок

· Акмеисты

· Николай Гумилёв

· Осип Мандельштам

· Анна Ахматова

· Владимир Нарбут

· Михаил Зенкевич

· Сергей Городецкий

· Футуристы

· Велимир Хлебников

· Владимир Маяковский

· Игорь Северянин

· Василиск Гнедов

· Давид Бурлюк

· Алексей Кручёных

· Имажинисты

· Сергей Есенин

· Вадим Шершеневич

· Рюрик Ивнев

· Анатолий Мариенгоф

· Крестьянские поэты

· Николай Клюев

· Обэриуты

· Даниил Хармс

· Александр Введенский

· Николай Заболоцкий

· Другие

· Марина Цветаева

· София Парнок

· Максимилиан Волошин

· Владислав Ходасевич

· Георгий Иванов

· Борис Пастернак

Проза:

Реалисты

· Лев Толстой

· Антон Чехов

· Владимир Короленко

· Алексей Толстой

· Александр Куприн

· Иван Бунин

· Алексей Ремизов

· Иван Шмелёв

· Борис Зайцев

· Леонид Андреев

· Максим Горький


Детская литература:

· Лидия Чарская

· Корней Чуковский

Советская эпоха[править | править исходный текст]

См. также: Литература СССР и Литература русского зарубежья

20 — 30-е годы [править | править исходный текст]

Писатели в эмиграции — Иван Бунин, Куприн, Шмелёв, Цветаева, Георгий Адамович, Ходасевич, Георгий Иванов

историческая проза («потерянная Россия»): Бунин («Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи»), Шмелёв («Лето Господне», «Богомолье»), Осоргин («Сивцев Вражек»),Алексей Толстой («Детство Никиты»), Марк Алданов, Цветаева («Мой Пушкин»)

тема революции: Ремизов («Взвихренная Русь»), Бунин («Окаянные дни»), Шмелёв («Солнце мёртвых»), Аркадий Аверченко («Дюжина ножей в спину революции»)

Писатели, оставшиеся в России:

тема революции — Александр Блок («Двенадцать»), Владимир Маяковский («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»), Сергей Есенин («Анна Снегина»), Валерий Брюсов, Борис Пильняк («Голый год»), Максим Горький («Враги», «Жизнь Клима Самгина»), Александр Серафимович («Железный поток»), Алексей Толстой (вернулся из эмиграции) («Хождение по мукам»)

тема природы — Владимир Арсеньев («Дерсу Узала»), Михаил Пришвин

Новое поколение

тема революции: Михаил Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»), Фадеев («Разгром»), Бабель («Конармия»), Фурманов («Чапаев»), Островский («Как закалялась сталь»), Погодин (драматическая трилогия), Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Борис Лавренев («Сорок первый», другие повести, рассказы, пьесы)

сатирики: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Андрей Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Юрий Олеша («Зависть»), Михаил Зощенко (рассказы), Евгений Замятин («Мы»), Илья Эренбург («Хулио Хуренито»), Ильф и Петров («12 стульев», «Золотой телёнок»), Михаил Козырев («Ленинград»)

Леонид Добычин, Сигизмунд Кржижановский

публицисты: Михаил Кольцов, Илья Эренбург

тема индустриализации: Валентин Катаев («Время, вперёд!»), Леонид Леонов («Соть», «Скутаревский»), Борис Пильняк («Волга впадает в Каспийское море»)

Константин Федин («Города и годы», «Братья», «Похищение Европы»)

тема коллективизации: Михаил Шолохов («Поднятая целина»), Александр Твардовский («Страна Муравия»)

тема истории: А. Н. Толстой («Пётр I»), Сергеев-Ценский («Преображение России»), Юрий Тынянов («Кюхля», «Пушкин»), Алексей Новиков-Прибой («Цусима»),Василий Ян (трилогия «Нашествие монголов»)

Александр Грин

научная фантастика: Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире»), Владимир Обручев («Плутония», «Земля Санникова»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Григорий Адамов («Тайна двух океанов»)

драматургия: Александр Корнейчук, Всеволод Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Всеволод Иванов

ВОАПП, ЛЕФ, Пролеткульт

40—50-е годы [править | править исходный текст]

Великая Отечественная война 1941—1945 годов — трагедия для истории страны. Во время ВОВ происходит освобождение от рамок, приходит ощущение реальной и настоящей жизни, а не жизни, описанной по заказу. Возрастает чувство собственного достоинства, война учит думать, смотреть правде в глаза, освобождает отидеологии 30-х годов.

Появляется новое ощущение страны, необходимость восстановить исторические корни, громадный подъем патриотического чувства. Весомый вклад в это внесла советская литература того времени.

Лирика [править | править исходный текст]

В первые месяцы на войну отреагировала именно лирика. Здесь выделяется 4 поэтических потока:

Лирика поэтов «старшего поколения» (поэты 1930-х годов): Александр Твардовский, Константин Симонов, Ярослав Смеляков, Дмитрий Кедрин и др. В своих стихотворениях поэты обращаются к русскому национальному чувству.

Лирика поэтов, павших на войне: Михаил Кульчицкий, Эдуард Багрицкий, Павел Коган и др. Для этого потока лирики характерен широкий поэтический замах, мощные интонации.

Лирика поэтов, ставших поэтами на войне и оставшихся в живых: Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Борис Слуцкий и др. Эти поэты дали новое восприятие войны, отличающееся от восприятия поэтов «старшего поколения».

Массовая лирическая песня.

тема войны: Александр Твардовский («Василий Тёркин»), Михаил Шолохов («Судьба человека»), Константин Симонов («Дни и ночи», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются»), Валентин Катаев («Сын полка»), Александр Фадеев («Молодая гвардия»), Александр Корнейчук («Фронт»), Леонид Леонов («Нашествие»)

Константин Паустовский, Леонид Леонов («Русский лес»), Вениамин Каверин («Два капитана», «Открытая книга»), Иван Соколов-Микитов, Виталий Бианки

поэзия: Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов

вторая волна эмиграции: Владимир Набоков, Гайто Газданов, Марк Алданов, Борис Поплавский, Нина Берберова, Ирина Одоевцева, Иван Елагин, Николай Нароков,Николай Моршен

60—80-е годы [править | править исходный текст]

военная проза: Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Василий Ажаев, Светлана Алексиевич, Григорий Бакланов, Александр Бек, Владимир Богомолов,Юрий Бондарев, Борис Васильев («Завтра была война»), Константин Воробьёв, Виталий Закруткин («Матерь человеческая»), Эммануил Казакевич («Звезда»),Вячеслав Кондратьев («Сашка»), Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда»), Борис Полевой, Анатолий Приставкин («Ночевала тучка золотая…»), Пётр Проскурин,Иван Стаднюк, Александр Чаковский, Юлиан Семёнов

деревенская проза: Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виль Липатов, Борис Можаев, Евгений Носов, Василий Песков, Владимир Чивилихин, Сергей Залыгин, Владимир Крупин

публицисты: Анатолий Аграновский, Валентин Овечкин, Всеволод Овчинников, Гавриил Троепольский, Юрий Черниченко

городская проза: Юрий Трифонов

магический реализм: Чингиз Айтматов

драматургия: Алексей Арбузов, Александр Вампилов, Александр Володин, Андрей Макаёнок, Виктор Розов

историческая проза: Дмитрий Балашов, Юрий Давыдов, Валентин Пикуль, Ольга Форш, Алексей Чапыгин, Вячеслав Шишков, Алексей Югов

научная фантастика: Стругацкие, Иван Ефремов, Александр Казанцев, Кир Булычёв, Анатолий Днепров

детектив: Вайнеры

другие: Владимир Амлинский, Михаил Анчаров, Юрий Герман, Даниил Гранин, Дмитрий Голубков, Сергей Есин, Фазиль Искандер («Сандро из Чегема»), Александр Кабаков («Невозвращенец»), Вениамин Каверин, Владимир Маканин («Портрет и вокруг»), Юрий Нагибин, Радий Погодин, Юрий Поляков, Александр Рекемчук,Владимир Тендряков, Татьяна Толстая (рассказы)

подпольная и полуподпольная литература

лагерная проза: Александр Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»),Евгения Гинзбург (Крутой маршрут), Василий Гроссман («Жизнь и судьба», «Всё течёт»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Юрий Домбровский («Факультет ненужных вещей»), Владимир Дудинцев («Не хлебом единым», «Белые одежды»)

постмодернизм: Валентин Катаев («Трава забвения», «Алмазный мой венец»), Даниил Андреев («Роза мира»), Андрей Битов («Пушкинский дом»), Венедикт Ерофеев(«Москва — Петушки»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»)

третья волна эмиграции

реалисты и гиперреалисты: Александр Солженицын («Красное колесо»), Юрий Милославский («Укрепленные города», «От шума всадников и стрелков», Сергей Довлатов («Иностранка», «Чемодан»), Василий Аксёнов («Апельсины из Марокко», «Мой дедушка — памятник», «Ожог», «Остров Крым»), Владимир Войнович(«Жизнь и необыкновенные приключения солдата Чонкина», «Иванькиада»), Владимир Максимов, Юз Алешковский, Георгий Владимов, Виктор Некрасов

постмодернисты: Саша Соколов («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия»), Андрей Синявский (эссеистика), Ю. Мамлеев («Шатуны»),Эдуард Лимонов («Это я, Эдичка»), Иосиф Бродский

поэзия

шестидесятники (стадионная поэзия): Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина

барды: Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юз Алешковский, Александр Галич, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский,Тимур Шаов, Сергей Никитин, Юлий Ким

Владимир Высоцкий

Арсений Тарковский, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Семён Липкин, Давид Самойлов, Сергей Петров, Леонид Филатов, Геннадий Шпаликов, Александр Межиров

самиздат: Борис Чичибабин, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Геннадий Айги, Анатолий Кобенков, Виктор Кривулин, Генрих Сапгир, Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров

поэты в эмиграции: Иосиф Бродский, Юрий Кублановский, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Александр Галич

возвращённая литература: Михаил Булгаков («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»), Евгений Замятин («Мы»), Борис Пастернак («Доктор Живаго»), Солженицын(«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Георгий Владимов («Верный Руслан»), Даниил Андреев («Роза Мира»), Василий Гроссман («Жизнь и судьба»), Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Андрей Синявский («Прогулки с Пушкиным»), Венедикт Ерофеев («Москва — Петушки»)

Поэты-шестидесятники

умерли в 90-2000-х — Бродский, Айги, Сапгир, Кобенков, Нешумов, Игнатюк, Солнцев Роман Харисович, Мустафин Виль, Вознесенский Андрей Андреевич,Ахмадулина Белла Ахатовна, Ткаченко Александр Петрович, Викторов Борис, Римма Казакова, Елена Шварц, Виктор Кривулин, Алексей Хвостенко

Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Кушнер, Рейн

Барды — Окуджава, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Тимур Шаов, Михаил Щербаков

Переводчики по преимуществу — Витковский, Микушевич, Солонович, Гелескул, Ревич

Самиздат 70-80-х и его наследники

концептуализм — Кибиров, Пригов, Рубинштейн

метаметафоризм (метареализм) — Кедров, Жданов, Парщиков, Ерёменко, Кутик, Арабов, Даенин, Кривулин, Шварц, Стратановский, Кальпиди, Аристов,Драгомощенко, Левчин

«Московское время» — Кенжеев, Гандлевский, Цветков, Веденяпин, Вагурина

Вавилон — Медведев, Воденников, Анашевич, Пащенко

другие — Кублановский, Лосев, Чухонцев, Иртеньев, Губерман, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Эльдар Ахадов, Антон Нечаев, Олеся Николаева, Гандельсман,Амелин, Рыжий, Шиш Брянский, Светлана Кекова, Елена Фанайлова, Вера Павлова

Современная литература России[править | править исходный текст]

Направления современной прозы [править | править исходный текст]

Военная проза — Виктор Астафьев — «Прокляты и убиты», Олег Ермаков — «Афганские рассказы», «Знак зверя» и др., Аркадий Бабченко — «Алхан-Юрт» и др.,Александр Карасёв — «Чеченские рассказы».

Деревенская проза — Валентин Распутин — Дочь Ивана, мать Ивана, Евгений Носов, Бородин — Год чуда и печали, Борис Екимов — рассказы, Владимир Личутин— рассказы, Виктор Лихоносов — рассказы, Василий Песков — рассказы, Борис Можаев, Валерий Попов, Наталья Ключарёва

Солженицын — Как нам обустроить Россию, Россия в обвале, Двести лет вместе, Ф. Искандер — рассказы («Софичка» и др.), Рытхэу, Евгений Попов, Фридрих Горенштейн, Эльдар Ахадов — Молитва о тебе, R-127, Куюмба, Северные рассказы

Старшие «постмодернисты» — Битов — Оглашённые, Дворец без царя, Василий Аксёнов — Московская сага, Вольтерьянцы и вольтерьянки, Лимонов, Толстая — Кысь, Петрушевская

«Метафизический реализм» — Юрий Мамлеев, Наталья Макеева, Маканин — Андеграунд, Сюжет усреднения (рассказ), Кавказский пленный (рассказ), Юрий Милославский — Лифт (повесть), Виктор Ерофеев — Русская красавица, Славникова — Стрекоза, увеличенная до размеров собаки, 2017, Олег Павлов — Повести последних дней, Степная книга.

Младшие «постмодернисты» — В. О. Пелевин — Омон Ра, Жизнь насекомых, Чапаев и Пустота, Generation «П», ДПП (NN), Священная книга оборотня, Empire V;Сорокин — Сердца четырёх, Голубое сало, Лёд; Михаил Берг — Вечный жид, Василий Васильевич, Рос и я, Несчастная дуэль; Улицкая — Сонечка, Медея и её дети, Казус Кукоцкого; В. А. Пьецух — Новая московская философия; Азольский — Посторонний; Д. М. Липскеров — Сорок лет Чанчжоэ; М. Б. Кононов — Голая пионерка;Д. И. Рубина — На солнечной стороне улицы; Д. Л. Быков — Орфография, Эвакуатор, ЖД, Борис Пастернак; Маруся Климова — проза; М. Ю. Елизаров — проза

«Неореализм» — Шишкин — Венерин волос, Геласимов — Год обмана, Зайончковский, Варламов, Дмитриев, Слаповский, Бутов, Александр Иличевский, Лапин,Алиса Ганиева

Юмористы и сатирики — Веллер, Горин, Ардов — Легендарная Ордынка, Жванецкий,Авангардисты — Андрей Бычков, Софья Купряшина, Руслан Марсович, Игорь Яркевич.

Прозаики [править | править исходный текст]



Критики [править | править исходный текст]

Кирилл АнкудиновАлиса ГаниеваАлександр МызниковВалерия ПустоваяИгорь СавельевЕлена Сафронова

Детская литература[править | править исходный текст]

В XX веке во многом по политическим причинам[2] расцвела русская детская литература. Одним из первых начал писать стихи такими, какими они нравятся детям, поэтКорней Иванович Чуковский. Вслед за ним появилось множество детских поэтов: Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Григорий Остер, Генрих Сапгир,Роман Сеф, Ирина Токмакова, известная и своими сказками, Борис Заходер, также замечательный переводчик, познакомивший русскую литературу с мировой детской классикой.

Прозаики — Лев Кассиль, Николай Носов, Виктор Драгунский, Виктор Голявкин, сочинявшие рассказы, в которых повествование идёт от лица непосредственного и озорного мальчика, Аркадий Гайдар, Владимир Сутеев, сочинитель сказок, иллюстратор и аниматор, Вильям Козлов, Виталий Губарев, Анатолий Алексин, Анатолий Рыбаков, Софья Прокофьева,Эдуард Шим, Эдуард Успенский, придумавший народного сказочного героя Чебурашку.

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка…………………………………. …………С.4

РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины ………………………………… С.6

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.8

РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для

преподавателя…………………………………………………………….. …. с.15

РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной

деятельности студентов……………………………………………………..с.

РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и

результатов обучения………………………………………..……………….с.

РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.

РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.

Приложение ……………………………………………………….с.

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО)
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005

Г

???Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: