double arrow
V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв

IV. Русский футуризм

Тематическое содержание курса

I.Типологические особенности развития русской литературы 1890-1917 гг. Связь жизни искусства с общественно-исторической ситуацией русской действительности. Период интенсивных исканий и переоценок. Литература и философия. Разнообразие групповых и индивидуальных эстетических исканий. Традиционное и специфическое в развитии реализма.

II.Символизм как одно из определяющих течений времени. Эстетика и поэтика русского символизма. Этапы развития символизма.

1.Старшие символисты: теоретическое обоснование нового движения(статьи Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Белого, Вяч.Иванова). Особенности поэтики: суггестивность слова, образа-символа, усложненность ассоциативных связей, повышенное внимание к эвфонии. В.Брюсов как поэт и теоретик символизма. Краткие характеристики творчества К.Бальмонта, З.Гиппиус, Ф.Сологуба. Литературные салоны, их значение в жизни искусства: салон Мережковских, "Башня" Вяч.Иванова и др. Проза символистов, общее и индивидуальное (Ф.Сологуб, Д.Мережковский, В.Брюсов).

2.Младшие символисты: своеобразие эстетико-философской концепции. Влияние философии В.Соловьева. А.Блок. Направление пути как "трилогия вочеловечивания", циклизация и композиция трех книг как выявление "многострунности" творчества. Полнота и трагизм противоречий современной жизни, ее катастрофичность, отчаяние и падение человека переломной эпохи. Тема России, поэтическое своеобразие ее интерпретации. А.Белый - поэт, прозаик, теоретик символизма. Своеобразие образно-смысловой интерпретации темы Родины в стихах 1906-08 гг.(сходство с концепцией А.Блока и различие). Роман "Петербург", новаторство построения и стиля. Место романа в художественно-концепционном развитии мифа о Петербурге. Функция литературных реминисценций (Пушкин, Гоголь, Достоевский и др.) в структуре романа и в выявлении авторской концепции.




3.Кризис символизма и формирование новых объединений с иными эстетическими ориентациями. Значение поэтических новаций Инн.Анненского, их развитие акмеистами и футуристами.

III.Акмеизм.

1. Создание "Цеха поэтов". Теоретическое обоснование акмеизма (статьи Н.Гумилева, М.Кузьмина, С.Городецкого, О.Мандельштама) и художественная практика представителей новой школы (А.Ахматовой и О.Мандельштама).



2. Своеобразие поэзии Н.Гумилева. Адамизм, экзотика как средство романтизации действительности, особенности героя - завоевателя и путешественника. Эволюция от сборника "Путь конквистадора" к "Огненному столпу".

1.Неоднородность русского футуризма: эгофутуризм ( И.Северянин), "Центрифуга"

( Б.Пастернак). Кубофутуризм, его манифесты (Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Крученых). Нигилизм в отношении к традиции, реформаторство поэтического языка. В.Хлебников - "поэт для поэтов".

2.В.Маяковский, своеобразие личности. Тема поэта и общества. Демократизация искусства. Лирический герой - поэт-пророк, трагически переживающий несовершенство мира. Маяковский и экспрессионизм. Жанр лирической поэмы ("Облако в штанах", "Человек"). Современная дискуссия о Маяковском.

1. Раннее творчество М.Горького. Проблема героя, своеобразие романтизма ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). Тематическое и жанровое разнообразие творчества 1899-1905 годов ("Фома Гордеев", "Песня о Буревестнике" и др.). Драматургия, традиция и новаторство. Тема мещанства как сквозная тема творчества (пьеса "Мещане", статья "Заметки о мещанстве", цикл рассказов "Городок Окуров"). Искания М.Горького 1906-1917 годов. Проблема революционного преобразования жизни и духовного возрождения человека (роман "Мать" и повесть "Исповедь").

2. И.Бунин - "последний классик". Взаимодействие поэзии и прозы в раннем творчестве. Мастерство лирической прозы ("Антоновские яблоки", "Костер", "Эпитафия"). Судьба деревни, двуаспектность ее изображения: крестьянство ("На край света", "Захар Воробьев", "Кастрюк") и разорение "дворянских гнезд". Повести 1909-1911 годов "Деревня" и "Суходол", усиление критико-аналитического начала. Человек и цивилизация в рассказе "Господин из Сан-Франциско", конкретность и символика.

3. Творческий путь Л.Андреева: от традиционного реализма к экспрессионизму и символическому обобщению. Проблема "отчуждения человека" ("Город", "Проклятие зверя", "Большой шлем"). Тема рока и специфика ее художественного воплощения ("Жизнь Василия Фивейского", "Стена", "Жизнь Человека"). Переосмысление мифов ("Иуда Искариот", "Дневник Сатаны").

4.А.Куприн. Многообразие отражения жизни и характеров в творчестве как отражение богатого жизненного опыта автора. Гуманистическая направленность прозы, традиции А.Чехова, Л.Толстого. Внимание к судьбе "среднего человека", его "вырождение" из пошлой среды ("Молох", "Поединок", "Анафема"). Проблема естественного человека ("Олеся", "Болото"). Тема любви как лейтмотив творчества ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Суламифь").






Сейчас читают про: