Выбор конкурентных стратегий для исследования позиции фирмы в конкурентной борьбе определяется результатами исследований 2-х проблем:
1) определение привлекательности данной отрасли в перспективе;
2) определение конкурентных позиций фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе определяют 5 конкурентных сил:
1)появление новых конкурентов;
2) угроза замены данного продукта новым;
3) сила позиции поставщиков;
4) сила позиции покупателей;
Конкуренция производителей внутри отрасли.
Появление новых конкурентов определяется понятием «барьер входа в отрасль». Он определяется следующими функциями:
1) экономикой масштабов (Например, у фирм, впервые появившихся на рынке, сбыт нового товара значительно ниже, чем у традиционных производителей, поэтому издержки больше, а так как цены примерно равны, то могут быть либо убытки, либо меньше прибыли. И необходимо решить, стоит ли ради освоения нового бизнеса идти на это?)
2) привычностью марки товара, т.к. потребители уже ориентированы на привычные марки, новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей.
3) фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (стандарты, требования дизайна и т.д.).
4) затратами на новые основные фонды.
5) доступ к системе товародвижения.
6) доступ к отраслевой системе снабжения.
7) отсутствие опыта производства данного вида товара, из-за чего может быть большая себестоимость по отношению к старым производителям.
8) возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Начиная от отказа продажи необходимых патентов, до правительства и местных структур власти.
Угроза замены данного продукта новыми продуктами, т.е. производство продуктов удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе новых материалов, технологий и т.п.
Сила позиции поставщиков. Во многом она определяется типом рынка (рынок поставщика, рынок потребителя).
Сила позиции поставщиков определяется следующими функциями:
1) разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и услуг.
2) наличием возможности смены поставщика.
3) величиной затрат на смену поставщика.
4) величиной объема продукции, закупаемой у поставщиков (объемы закупки делают поставщиков более зависимыми от предприятий-потребителей).
Сила позиций покупателей. Она также определяется типом рынка (рынок производителя и потребителя).
Сила позиции покупателей определяется следующими функциями:
1) возможность переключиться на использование других продуктов.
2) затратами, связанными с этим переключением.
3) объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные 4-е силы определяют привлекательность отрасли.
Пятая сила характеризует конкурентную борьбу в самой отрасли.