Для каждого рынка товара должны быть вычислены наиболее опасные конкуренты.
В зависимости от роли в конкурентной борьбе все предприятия могут быть разделены на 4 группы:
- рыночный лидер;
- претендент;
- последователь;
- предприятие, нашедшее рыночную нишу.
Рыночный лидер – предприятие (организация) с наибольшей рыночной долей в отрасли.
Для того, чтобы остаться рыночным лидером, предприятие должно действовать в 3-х направлениях.
Во-первых, стараться расширить рынок с помощью либо:
- путей привлечения новых покупателей;
- путем нахождения новых сфер применения своих товаров;
- путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов («ешьте больше фруктов, пейте больше соков и т.п.).
Во-вторых, постоянно оберегать свой бизнес от конкурентов, применяя оборонительные стратегии.
В-третьих, стремиться увеличить свою рыночную долю, хотя это сразу может не привести к увеличению прибыли.
Часто явно выраженного лидера в отрасли нет, а есть в качестве лидеров несколько предприятий (организаций).
Рыночный претендент – предприятие (организация) в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для этого предприятие должно обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (лучший товар, более низкую цену и т.п.).
Рыночный последователь – это предприятие в отрасли, которое проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимает рискованных решений. Однако он может использовать и стратегию расширения своей деятельности, но такую которая не вызовет активного противодействия со стороны конкурентов.
Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие предприятия-конкуренты или не заметили или не приняли в расчет. Рыночная ниша – это, по сути, сегмент в сегменте.
Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей, ограниченного круга сегментов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько, и лучше если ниша обладает потенциалом роста, но не вызывала интереса у сильных конкурентов.
Если в отрасли существует иного предприятий-конкурентов, отслеживание деятельности всех довольно трудоемко и часто не нужно. Поэтому для сужения круга исследуемых конкурентов выявляют приоритетных конкурентов.
Исследования для приоритетных конкурентов можно проводить в следующих направлениях:
- исследование конкурентоспособности товаров;
- исследование конкурентоспособности маркетинговой деятельности (сравнительной эффективности);
- изучение конкурентоспособности фирмы в целом.