А. П. СУМАРОКОВ, М. В. ЛОМОНОСОВ, Я. Б. КНЯЖНИН, В. А. ОЗЕРОВ
Трагедия
Литература классицизма характеризовалась интенсивным развитием драматических жанров. В силу этого и теория драмы оказалась наиболее разработанной в данный период. В определении особенностей драмы классицизм исходил, с одной стороны, из художественного опыта французских драматургов — Корнеля, Расина, Мольера. С другой— он опирался на теорию и практику античного искусства, которое было признано образцовым, классическим. Аристотель, обобщая в своей «Поэтике» опыт драматургического творчества Софокла, Эсхила, Эврипида, Аристофана, определил основные свойства драмы в сравнении с эпосом и лирикой. По его мнению, драма отличается от эпического и лирического рода литературы тем, что она отражает действительность не через событие или переживание, а посредством действия. Действие в драме Аристотель рассматривал как результат столкновения характеров, движимых определенными интересами. Особенности драмы, отмеченные Аристотелем, оказались, действительно, наиболее устойчивыми и были приняты последующей теоретической мыслью.
Аристотель охарактеризовал также сами жанры — трагедию и комедию." В основе трагического действия должно лежать «удивительное», что «случается неожиданно» и даже «вопреки ожиданию». Известно, что для античной эпохи было характерно признание власти события над человеком. Тогда твердо верили в судьбу, в предначертанность свыше будущей жизни человека. Такой взгляд возник как результат незнания древним миром законов жизни. Все непонятное, необычное объяснялось вмешательством богов. Об этом писал К. Маркс: «...величайшие греческие поэты в потрясающих драмах из жизни царских домов Микен и Фив изображают невежество в виде трагического рока»1. Исходя из сопоставления трагедии и комедии, Аристотель замечал, что трагедия «стремится изображать... лучших людей, нежели ныне существующие».
Трагическое в понимании античной литературы — это «страшное и жалкое»: «страшное»—последствиями столкновения между требованиями общего и индивидуальной деятельностью, «жалкое»—в силу вызываемого трагическим героем чувства сострадания, жалости, какой бы силой характера он ни обладал.
Теория классицизма наследовала учение Аристотеля о драме, применив его к своей эпохе и ее задачам. Некоторые из признаков ее были усилены. Так, трагедия и комедия были не только противопоставлены друг другу, но «возвышенное» и «обыденное» не могли быть соединены в рамках одного произведения. Более резкое, чем в античную эпоху, размежевание трагедии и комедии по предмету привело к такому же полярному разделению сфер их эмоционального воздействия. Область человеческих чувств рационалистически была расчленена, были установлены, как верно отмечал в начале XX века французский исследователь классицизма Э. Кранц, «касты чувств и страстей, добродетелей и пороков». Между тем в жизни смешное тесно переплетается с трагическим.
Основной темой трагедии и в новую эпоху явилась тема взаимоотношений человека и общества, индивида и государства. Однако в условиях становления абсолютистской государственности она наполнилась иным историческим содержанием, отражала конкретные проблемы того времени.
Эпоха создала свои трагические коллизии. Художественное воспроизведение их предполагало осмысление причин трагического. Они были иными, чем в эпоху античности. Это определило своеобразие трагедии классицизма при тесной связи ее с античной художественной и теоретической мыслью.
Герой трагедии классицизма продолжал, как и герой античной трагедии, говорить о роке, судьбе, тяготевших над ним, потому что он действительно не мог предотвратить трагического стечения обстоятельств. Однако разрешение трагической ситуации определялось уже не предна-чертанностью его жизненного пути, а зависело всецело от его воли. Характер решения определялся нравственными нормами, которыми руководствовался данный герой. Утверждавшаяся в трагедии классицизма мысль о необходимости подавления феодального своеволия была прогрессивна.
Согласно поэтике жанра, героями трагедии могли быть монархи, князья, полководцы, т. е. лица, определявшие своей волей судьбы многих людей и даже целого народа. Это к ним было обращено главное требование—поступиться эгоистическими интересами во имя общей пользы.
В соответствии с задачами эпохи трагедия классицизма стремилась привить зрителям правильные нравственные понятия, воспитывала в них высокие чувства. Среди них основное место отводилось любви к родине, необходимости выполнения гражданского долга. Раскрывая торжество долга, драматурги создавали идеальные образцы нравственного поведения дворянина и монарха.
Проникнутая высокими чувствами и возвышенными идеалами, трагедия классицизма выражала прогрессивные устремления эпохи, косвенно отражала народное сознание. Именно поэтому при всей условности художественного решения проблем трагедия в России приобрела огромное влияние на общество. На эту особенность ее на примере трагедии Сумарокова указывал Г. В. Плеханов: «Трагедия Сумарокова воспитывала зрителей не своими эстетическими достоинствами... Ее воспитательное значение обусловливалось теми нравственными и политическими понятиями, которые выражались в речах ее действующих лиц»1.; Высокая трагедия классицизма, подобно античной трагедии, развивалась как жанр героический. Поэтому для нее характерно обращение к прошлым эпохам. История, особенно героическая, открывала широкие возможности для постановки проблем общенационального значения. Для русских писателей был характерен интерес к отечественной истории. Он проявился уже у Феофана Прокоповича, обратившегося в своей трагедокомедии «Владимир» к изображению эпохи принятия христианства на Руси. Трагедии Ломоносова, Сумарокова, Княжнина, Хераскова создавались в основном на национальных сюжетах. Художественную обработку получает легенда о первых основателях Киева, рассказ о правлении трех варяжских князей — Синеуса, Трувора и Рюрика и др. Сведения об исторических событиях и лицах брались из летописей или устных преданий. Истинных причин исторического движения писатели классицизма не поняли. События прошлого изображались ими как результат столкновения нравственных начал — добра и зла, долга и чувства.
Однако, Гутрачивая внутреннюю историческую связь с начальными временами Русской земли, трагедия сохраняла национальную достоверность происходящего, национальный колорит. Он определялся в значительной степени народным восприятием и оценкой событий прошлого. Отвлеченные нравственные идеалы классицизма становились более понятными и близкими, когда выражались в монологах и диалогах русского князя или русской княжны.