А. Д. КАНТЕМИР, М. В. ЛОМОНОСОВ, М. М. ХЕРАСКОВ
Эпопея
Поэма является одним из древнейших видов эпических произведений. Подобно трагедии, она развивалась как жанр героический. Позма, или эпопея,- как ее часто называют, уже со времен античности сосредоточила свое внимание на изображении героических событий, взятых главным образом из далекого прошлого. Эти события обычно были значительными, эпохальными, повлиявшими на ход национальной или общей истории.
Именно такими поэмами были признаны «Илиада» и «Одиссея», повествующие о социальной и бытовой жизни общества эпохи перехода от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Из поэм нового времени известны героическая «Песнь о Нибелунгах», созданная германскими племенами, и сложенная во Франции «Песнь о Роланде».
В эпоху позднего феодализма подобный характер имели «Неистовый Роланд» Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Тассо, хотя поэма утратила в этих произведениях прямую связь с устной поэзией.
Жанр героической поэмы вызвал особый интерес со стороны писателей и теоретиков классицизма. За его вы-сокость, гражданственность, героику он был признан венцом поэзии. Писателей классицизма в этом жанре привлекало все: и особая, героическая тематика, и герои, исключительные по своим качествам, и свободная композиция, и способ повествования о событиях. И конечно, то, что события прошлого брались в их важнейших, героических моментах.
Поэтому вполне естественно, что и в теоретической разработке жанра эпопеи писатели классицизма опирались на традиции античности. Вслед за Аристотелем выбор героя эпопеи определялся не только его нравственными качествами; прежде всего он должен быть исторической личностью.
Великие дела он должен совершать, Подобно Цезарю, Людовику подстать,—характеризовал его Буало. События, к которым причастен герой, должны иметь общенациональное, общечеловеческое значение. Морализм составил одно из важных свойств литературы классицизма. Проявился он и в требованиях к герою эпопеи. Он должен быть примером, образцом человеческого поведения. Поэтому
От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден.
Поэма русского классицизма была историко-героиче-ским жанром. «Повествованием действия великого и знаменитого» была она для В. К. Тредиаковского. Об этом же говорил Херасков в статье «Взгляд на эпическую поэму», предпосланной изданию «Россиады» в 1796 году: «Эпическая поэма заключает какое-нибудь важное, достопамятное, знаменитое приключение, в бытиях мира случившееся и которое имело следствием важную перемену, относящуюся до всего человеческого рода... или воспевает случай, в каком-нибудь государстве происшедший и целому народу к славе, к успокоению или, наконец, ко преображению его послуживший...» Этой точки зрения будут придерживаться теоретики позднего классицизма.
Поэма и после классицизма останется особым жанром эпоса, содержание которого будут составлять «глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы»', который «схватывает жизнь в ее высоких моментах».
Ориентация классицизма на античность не означала,однако, его возвращения к ней: древние формы лишь приспосабливались к современным требованиям. А они были сформулированы в классицизме достаточно четко: «Главная цель поэзии — приносить пользу»3.
Назначение литературы и в эпоху античности предполагало воздействие ее на человека в целях «усовершенствования в добродетели» (Аристотель); в классицизме мо-рально-дидактич_еские установки стали обязательными. Они проявились в требованиях к жанру поэмы и европейских (Ле Боссю и Буало), и русских (Тредиаковский) теоретиков. Изображая историю героических времен, поэма подает «твердое наставление человеческому роду, научая сей любить добродетель»,— утверждал Тредиаковский в «Предъизъяснении об ироической пииме». Установка на моралистичность в значительной степени определила в классицизме отношение писателей к истории как объекту изображения.
Аристотель, определяя различие между историком и поэтом («один рассказывает о происшедшем, другой о том, что могло произойти»Т, не исключал возможности обращения поэта к историческим фактам и событиям, к «действительно случившемуся». Но и в этом случае поэт должен, по его мнению, остаться поэтом, т. е. представлять «более общее», тогда как сферой истории оставалось «частное». Однако Аристотель не утверждает полного произвола поэта в обращении с историческим материалом. Напротив, если поэту «придется изображать действительно случившееся», то, по его мнению, лишь «некоторые» события могут быть «таковы, каковыми они могли случиться по вероятности или возможности»1. Но не более.
Из сказанного следует, что эпос не отрывается Аристотелем от поэзии: за ним сохраняется главная ее особенность— изображать «более общее».
Однако эпос изображает «действительно случившиеся события», и с этой стороны он близок к истории, следовательно, он живет не только по законам художественного творчества. Не случайно, «чем-то средним между вымыслом и правдой» было отражение исторических событий в художественном произведении для Гегеля2, опиравшегося в своих суждениях на опыт античной литературы.
Классицизм не ставил своей задачей отражение подлинной истории и характеров реальных, исторических лиц. Обращение его высоких жанров — трагедии, эпопеи, оды — к прошлому определялось исключительно необходимостью осмысления настоящего. Это обусловило понимание теоретиками классицизма соотношения в структуре эпопеи исторического и художественного. «На мифе зиждется и вымыслом живет»,— определяет основную особенность эпопеи Буало. Вымысел, а не «действительно случившееся событие» составляет основу эпической поэмы. Отталкиваясь от конкретного исторического факта, события, лица, поэт-эпик дает ему новую жизнь, и «'нет выдумке предела»3. Художественное изображение событий и характеров лишь в самой общей форме должно соотноситься с историческими фактами и лицами. Именно поэтические вымыслы, искусно сплетенные, способны под пером эпического поэта «ожить», обрести стройность и законченность, воздействовать на чувства.
Отдавая предпочтение в художественной структуре поэмы вымыслу, Буало отходил от Аристотеля. В совокупности с принципом отбора материала для трагедии это может служить косвенной характеристикой исторического мышления писателей классицизма в целом, для которых было свойственно сведение исторических конфликтов к борьбе нравственных начал. Именно этим определялась свободная, поэтическая обработка исторических «мифов» и «фабул», подчиненная рационалистическому, дидактическому заданию, исходившему из общей эстетической концепции классицизма.
Писателями классицизма, при всем своеобразии каждого из них, остались в понимании эпопеи Ломоносов, Тре-диаковский, Сумароков, Херасков. Но теория жанра, разработанная ими, представляла собой в сравнении с французской шаг вперед.
Прежде всего это сказалось на понимании ими главного вопроса: соотношения в поэме исторического и художественного. Отчетливо выявились две тенденции.
Одна из них была выражена Тредиаковским в статье «Предъизъяснение об ироической пииме». Останавливаясь на вопросе об отношении поэмы к истории, Тредиаковский выдвигает тезис, что эпическая поэма есть «вымысел правде подобный или подражающий естеству», вымысел, который «имеет в основании себе историю» «истинную или уже за истинную издревле преданную». Однако, «коль есть ни приятна история и многополезна», в эпической поэме, по мнению Тредиаковского, она должна быть «пригвождена» «к единой точке». Сужение материала, «убавление от него огромного пространства» откроет возможности поэту для введения вымышленных эпизодов и героев, «прибавления к ней окольностей веселейших». Все это определит эмоциональное воздействие поэмы на читателей, приведет «к произведению больших содеятельностей и плодов, в рассуждении наставления и его сладости».
Таким образом, взгляд Тредиаковского на соотношение в поэме реального и поэтического определялся характерным для классицизма взглядом на литературу и ее назначение. Истории он отводит служебное, подчиненное положение. И чем отдаленнее эпоха, изображаемая в поэме, тем свободнее будет себя чувствовать поэт, вводя «околь-ности веселейшие» для «возбуждения любви к добродетели». Поэтому, хотя история, положенная в основание поэмы, должна быть «истинной», Тредиаковский исключает возможность обращения поэта к событиям нового времени. Мысль, что «герой сея пиимы долженствует быть баснословный», является для Тредиаковского / непреложной. «Баснословное» неотделимо для него от понятия «эпическое», «героическое».
В современной литературной науке тяготение классицизма к легендарным, «баснословным» временам объясняется поисками идеальных характеров, способных служить образцом высоконравственного поведения человека. Действительно, поэма, как и трагедия, подключалась писателями классицизма к решению общих задач, стоявших перед литературой,— осуждению порока и воспитанию в дворянском обществе «святой добродетели».
Однако дидактизм, нравоучительность поэмы не исключали ее художественности. Напротив, ее дидактизм опирался на эстетический принцип: «Эпопея есть не похвала герою, представляемому в образец, но повествование действия великого и знаменитого, в пример предлагаемого»,— писал Тредиаковский.
Отстаивая идею отражения в поэме «времен баснословных или ироических», Тредиаковский ориентировался на эпопеи Гомера. Суждения его об античных поэмах позволяют говорить о том, что он сумел глубоко осмыслить отдельные стороны эпопеи как национально-героического жанра. Поэмы Гомера, по мнению Тредиаковского, не были созданы по горячим следам событий. Он был убежден, что Гомер не был ни первым, ни единственным поэтом, обратившимся к изображению борьбы греков с троянцами или тяжелых испытаний, выпавших на долю возвращавшихся морем в родные края участников войны: «Великое было б диво или паче чудо, ежели б Омир враз пресовер-шенную сию изобрел пииму, не имея прежде ни единого ей и не совершенного образца: человеческого разума такое всеконечно есть свойство, что долго он как будто перстами ощущает, прежде нежели прямо огорстит, что есть добро, что красно есть».
Речь у Тредиаковского в данном случае идет не только о совершенстве поэтической формы гомеровских поэм, но и об отражении в них отстоявшихся в народном сознании нравственно-этических оценок воспеваемых героев и событий. В этом он увидел одну из главных особенностей эпопей. Она не могла быть результатом творчества одного человека. Исторические герои, события, прежде чем стать основанием эпопеи, должны откристаллизоваться в народном сознании, получить единую нравственную оценку. «Баснословность» героев, их легендарность предполагала сохранение в народной, человеческой памяти самого общего представления о них, их участии в событиях, их роли в судьбах своего государства, народа, эпохи.
Таким образом, в определении жанровых особенностей героической поэмы Тредиаковский стихийно подошел к проблеме отражения в ней народного миросозерцания. С этим связано и его требование «бахарского», т. е. народно-песенного, повествования о событиях и героях в поэме. Именно поэтому Тредиаковский высказывает мнение, что поэмы Тассо, Камоэнса, Мильтона, Вольтера, равно как и поздние латинские поэмы, «по времени историй своих и по героям» и «по течению слова суть токмо то, что они сочинения некия стихами сих народов», а «отнюдь и всеконечно не ироические пиимы».
Вторая точка зрения на поэму была выражена наиболее четко в русском классицизме Ломоносовым.
Принципиально поэма и для него была жанром, соединяющим историю с вымыслом и имеющим целью нравоучение. В учении о поэтических вымыслах, включенном в качестве самостоятельной главы в «Риторику», Ломоносов отнес эпопею к жанрам, в основании которых лежат «смешанные вымыслы». Особенность таких вымыслов он видит в том, что они «состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные, в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение»1. Для Ломоносова вымышленное и подлинное в произведении не было простым соединением двух противоположных начал, потому что и собственно вымышленное, по его мнению, несет в себе «идею обыкновенную и натуральную». Поэтический вымысел составляет, по Ломоносову, основу всякого художественного произведения, потому что сообщает идеям живую плоть: «...вымысел от мысленных вещей отъемлется и представляется живо, как нечто чувствительное»2. Именно благодаря ему «идеи обыкновенные и натуральные» становятся «великолепнее, сильнее и приятнее».
Таким образом, в вымысле Ломоносов видит специфику художественного познания в целом.
Эпопея — род поэзии, в этом смысле она создается по законам художественного творчества. Но она историко-ге-роический жанр. Поэтому историческому в ней Ломоносов придает очень большое значение. Если Тредиаковский ориентировался, как того требовал классицизм, на историю «баснословную», легендарную, то Ломоносов-поэт — на подлинность «воспеваемого». Героев, достойных подражания, он находит в национальном прошлом. Это определило нетрадиционность его позиции как художника. Во «Вступлении к поэме «Петр Великий» он скажет, что «не вымышленных петь намерен» он «богов», «но истинны дела, великий труд Петров»1.
Требование Ломоносова подлинности «воспеваемого», исторической точности при соблюдении принципов художественности определит главное направление в дальнейшем развитии жанра эпопеи в русской литературе.
В понимании жанровой природы эпопеи к Ломоносову, с его тяготением к воспроизведению конкретных исторических событий, был близок М. М. Херасков. Следование исторической истине будет и для него весьма важным условием. Оно определит характер его работы над поэмой «Россиада», поиски им «печатных и письменных известий» о походе Грозного на Казань, использование летописей и материалов устного народного творчества.
Однако эпический сюжет разрабатывается им также по законам художественного творчества, посредством поэтического вымысла: «Многое отметал я, переносил из одного времени в другое, изобретал, украшал, творил, созидал... Но то неоспоримо, что эпические поэмы... обыкновенно по таковым, как сия, правилам сочиняются».
Итак, эпопея осмысливалась русскими теоретиками классицизма как жанр историко-героический. Изображая «идеальную» действительность, т. е. действительность, взятую в ее наиболее значительных и важных проявлениях, поэма в русском классицизме должна была дать наставление современникам в соответствии с общей идейно-художественной направленностью искусства классицизма в целом. Установка на моралистичность, поучительность, имевшая в классицизме сословие - ограниченный характер, вступила в противоречие с основным требованием эпопеи изображать всю действительность, «состояние и быт народа». По мнению Белинского, «народность есть одно из основных условий эпической поэмы»1.
Об отражении века минувшего во всей его истине как обязательном условии при обращении к исторической тематике будет говорить А. С. Пушкин2.
Однако и мысль Тредиаковского о способе художественного обобщения в жанре эпопеи не представляется устаревшей. В своих суждениях он опирался на исторический опыт развития традиционно-героического эпоса и сумел уловить одну из наиболее важных его особенностей — тяготение к обобщающей идеализации в изображении действительности.