Ориентированный на конкурентов
На основе издержек (затратный)
Методы ценообразования
Этот метод является одним из самых понятных и известных. В данном случае цена на продукт устанавливается в зависимости от издержек на его производство. Т.е. стоимость продукта должна покрывать издержки на производство товара и при этом приносить компании определенную прибыль.
Очевидно, что серьезное преимущество в такой ситуации получит та компания, которая сумеет минимизировать свои издержки. Ведь в таком случае она сможет установить более низкие цены на свою продукцию или получать большую прибыль. Наконец, многие полагают, что данный метод достаточно прозрачен и справедлив в отношении конечных потребителей продукции, которые платят не за воздух.
Естественно, определенные проблемы есть и у данного метода:
- в некоторых случаях может быть достаточно сложно вычислить издержки на производство продукта, чтобы установить его стоимость;
- если у конкурентов будут более низкие издержки, то у компании наступят серьезные проблемы;
- издержки могут меняться. Следовательно, будет меняться и цена продукта;
В данном случае цена на продукт устанавливается на основе цен конкурентов. Одним из самых популярных методов является установление средней цены по отрасли, когда вычисляется средняя цена на продукт между самым дорогим и дешевым аналогами. Наконец, цену можно устанавливать и большую чем у конкурентов, и меньшую. Все зависит от того, как компания хочет позиционировать свой продукт на рынке, какие цели она преследует.
Конечно, даже используя данный метод ценообразования нельзя забывать про издержки, чтобы не возникло ситуации, когда цена на продукт будет установлена просто с потолка, в то время как издержки не позволят продавать его по такой цене. Это будет просто не выгодно компании.
В данном случае цена устанавливается так, чтобы подчеркнуть преимущества продукта, его позиционирование. Например, если есть цель сделать продукт дорогим и позиционировать его как роскошный товар, то необходимо установить высокую цену. Если компания наоборот хочет позиционировать товар, как доступный – нужно установить максимально возможную низкую цену.
4) На основе спроса. Е сли спрос на продукт высок, то цену можно поднимать. Если спроса нет, то ее необходимо опускать. Естественно, заранее все это можно попробовать рассчитать при помощи маркетинговых исследований.
Непосредственно перед назначением цены необходимо учесть Влияние ряда дополнительных факторов.
1, Психология восприятия цены.
Этот фактор для предприятия розничной торговли может приобрести решающее значение. Обеспечивая продажу товаров и удовлетворяя определенную потребность, предприятие выступает в качестве одного из элементов, формирующих уровень жизни населения. Повышение цены на товары до уровня, превышающего возможность приобретения товаров большинством потребителей, может привести к отказу от товаров и создать неблагоприятный общественный фон. Предприятие вынуждено ограничивать цену своих товаров (даже если условия рыночной конъюнктуры позволяют повысить цену), чтобы обеспечивать устойчивость своих позиций. Наиболее существенное влияние психологии восприятия цен наблюдается в отраслях, включающих как коммерческий (товары повседневного спроса), так и государственный сектор (тарифы в регулируемых областях)
2. Стадия жизненного цикла товара.
На стадии внедрения товара-новинки и на стадии роста можно остановить довольно высокую цену («снять сливки»). Но в дальнейшем при снижении темпов продаж (стадия зрелости) и абсолютного И'шгжения этого объема (стадия насыщения) необходимо незамедлительно снизить цену, чтобы привлечь новые группы потребителей. Использование стратегии «снятия сливок» оправдано в следующих условиях:
—уровень текущего спроса достаточно высок;
—издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы свести на нет финансовые выгоды предприятия;
—высокая цена ассоциируется у потребителя с высоким качеством;
—высокая цена не будет привлекать конкурентов.
3. Необходимость прочного внедрения на рынок.
Подчиняясь этой необходимости, предприятие использует сравнительно низкую цену с целью привлечения большего числа потребителей и овладения большей долей рынка. Установление низкой цены целесообразно в следующих случаях:
— если предприятие внедряет на рынок не очень популярный товар, например, в случае, если оно уже располагает необходимой материально-технической базой, а предлагаемый товар не является основным;
— если рынок отличается повышенной чувствительностью к ценам, но стоит задача по его расширению;
— если с ростом объема продаж издержки существенно сокращаются;
— если низкая цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.
4. Возможность установления цен на торговое оборудование.
Значительная часть предприятий торговли используют торговое оборудование. С помощью варьирования цен на торговое оборудование можно добиться скрытого повышения цены на товары. Можно установить высокую цену на торговое оборудование, совмещая ее с низкой ценой на основные товары. И наоборот, низкую цену на торговое оборудование можно сочетать с общей стратегией высоких цен.
5. Возможность принятия на себя расходов по доставке.
Такую возможность целесообразно использовать на рынке с высоким уровнем конкуренции. Предприятие, заинтересованное в укреплении деловых контактов с конкретным заказчиком, предпочитает нести дополнительные транспортные расходы, но создавать благоприятные перспективы в расширении взаимоотношений с постоянными клиентами. Такой метод широко используется предприятиями, занимающимися продажей бытовых приборов, аудио- и видеотехники и т.д.
6. Возможность использования скидок.
В торговле обычно используются следующие виды скидок:
—скидка за платеж наличными;
—скидка за покупку большой партии товара;
—скидка за сниженное качество приобретаемого товара;
—предпраздничные скидки, скидки в периоды проведения рекламных акций;
—зачеты и т.д.
Скидка за количество предоставляется покупателям (например, коллективам предприятий), приобретающим товары в качестве праздничных подарков для работников. Возможность предоставления таких скидок обеспечивается объемом продаж. Предпраздничные скидки связаны с формированием спроса на товары через рекламу, способствующую повышению объема продаж. Зачеты представляют собой особую форму скидок, когда клиент, покупающий товары, не расплачивается деньгами, а производит товарообменный зачет услугами, являющимися платежными средствами.