Любовная тема в русской литературе XVII века.
Предприимчивые женщины русских повестей XVII века.
Иван Грозный как писатель и литературный герой.
Основные факты биографии Ивана Грозного. Характеристика Ивана IV, данная в «Летописной книге», приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому (гл. «Написание вкратце о царях московских»).
«История о великом князе Московском» А.Курбского – стремление объяснить, как московский царь, прежде «добрый и нарочитый», дошел до такого злодейства. Плод «беззаконного» брака Василия III. Иван Васильевич и “избранная рада”. Влияние Вассиана Топоркова и “презлых советников”.
Иван Грозный – лицедей в жизни, политике и литературном творчестве.
“Послание в Кирилло-Белозерский монастырь”: эволюция от показного смирения к суровому выговору. Юмор, приближающийся к скоморошеству, в “Послании к Василию Грязнову” и первом “Письме к А.Курбскому”. Отражение глубокой депрессии Грозного в духовном завещании 1572 года.
Иван Грозный в “зеркале” мемуаров иностранцев, исследований историков и народных исторических песен.
Влияние формирующегося в русской культуре стиля барокко на восприятие личности Ивана Грозного и изображение его в литературных произведениях.
21. “Добрые” и “злые” жены средневековой Руси.
“Святая” Ольга (“Повесть временных лет”): ее жизнь после мести за мужа и некролог. Ярославна (“Слово о полку Игореве”) – образцовая жена князя-воина.Преданная до гроба Евпраксия (“Повесть о разорении Рязани Батыем”). Мудрая и верная жена Феврония (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”). Заботливаяжена, мать, хозяйка Юлиания Лазаревская (“Житие Юлиании Лазаревской”, написанное Каллистом Осоргиным). В какой мере и в чем именно названные персонажи воплощают в себе рекомендации “Домостроя”?
Как характеризует “злых жен” Даниил Заточник в своем “Слове”? Прелюбодейка Улита из “Сказания об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы”.
Татьяна – героиня «Повести о Карпе Сутулове». Связь фабулы повести с мировыми «бродячими сюжетами» и русской классической литературой XIX века. Аннушка из «Повести о Фроле Скобееве» – активная защитница своего женского счастья. В какой мере названные персонажи соответствуют образу идеальной женщины, данной в «Домострое» Сильвестра.
Любовь земная и любовь небесная в изображении «Повести о Тверском Отрочем монастыре». Пример любовного пикирования средневековых влюбленных в «Сказании о молодце и девице». Укоризна старикам, ищущим любви юных девушек в «Притче о старом муже и молодой девице». Брак как дипломатический и политический акт в «Повести о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне». Развитие любовной темы в поздней средневековой литературе как проявление возрожденческих тенденций.
24. Проблема «отцов» и «детей» в бытовых повестях XVII века.
Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Герой этой повести – человек “бунташной” эпохи, когда ломался традиционный уклад жизни. Связь “Повести” с фольклорными традициями. Ее герой – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX века.
Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине». Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Бытовые реалии XVII века в «Повести».
Почему герои этих произведений терпят жизненное поражение?
Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». Связь этих произведений с фольклорной традицией.
Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной».
Связь с традициями средневековой деловой письменности и фольклора. Гуманистическая направленность «Повести о бражнике», обличающей формальное благочестие и рационалистически комментирующей некоторые сюжеты, связанные с апостолами Петром и Павлом, царями Давидом и Соломоном, святым Николаем и Иоанном Богословом.