double arrow

Эволюция творчества А.П.Сумарокова-комедиографа


Русский классицизм. Национальные основы реформы русского стихосложения.

Власть и русская журналистика XVIII века.

Роль первых русских периодических изданий в реформаторской деятельности Петра Великого.

Журнальная политика Екатерины II. “Всякая Всячина” – “бабушка” русских журналов: краткая характеристика этого издания. Суть полемики “Трутня” Н.Новикова и “Всякой Всячины”. Лучшие сатирические публикации в журналах Н.Новикова (“Путешествие в *** И*** Т***”; “Письма к Фалалею”; “Крестьянские отписки”; “Словарь щегольского наречия”, сатирические объявления и рецепты): связь их с традициями демократическойсатиры XVII века и новыми жанрами русской периодики века XVIII.

Д.И.Фонвизин-журналист и публицист. «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» - дерзкий вызов сатирика Екатерине II (охарактеризовать основной круг вопросов и ответов на них). “Всеобщая придворная грамматика” – остроумная сатира на нравы императорского двора. Неудавшаяся попытка издания журнала “Друг честных людей, или Стародум” (общая характеристика подготовительных материалов).




Философская основа классицизма. Классицизм как закономерный и необходимый этап в развитии искусства. Классицизм и наследие античности. Русский и европейский классицизм: история взаимоотношения, общее и особенное.

В.К.Тредиаковский – реформатор русского стиха («О новом и кратком способе к сложению российских стихов»). Роль М.В.Ломоносова в реформировании русского стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства»). Силлабический и силлабо-тонический стихи: общее и особенное. Роль традиционной фольклорной метрики в создании силлабо-тонического стиха. Реформа стиха Тредиаковского - Ломоносова и современная поэзия.

М.В.Ломоносов и реформа русского литературного языка (Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»).

А.П.Сумароков и жанровая система русского классицизма («Эпистола 2. О стихотворстве» или «Наставление хотящим быть писателями»). Жанры и стили русского классицизма: их взаимосвязь и взаимодействие. Бурлеск в русской классицистической литературе (В.Майков. «Елисей, или раздраженный Вакх»).

40. Становление жанра классицистической трагедии в русской литературе XVIII века. Трагедия А.П.Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Жанр трагедии в истории мировой литературы: краткая историческая справка.

Основные сюжетные, жанровые и стилистические особенности русской классицистической трагедии. Историческая обусловленность введения «правила трех единств».

«Дмитрий Самозванец» А.Сумарокова - образцовая классицистическая трагедия. Исторические события, положенные в основание сюжета этой трагедии. Современники об основных участниках этих событий («Написание вкратце о царех московских…» из «Летописной книги», традиционно приписываемой И.М.Катыреву-Ростовскому (характеристики Росстриги, Шуйского, Ксении Годуновой)).



Тиран и народ – политический конфликт трагедии А.П.Сумарокова. Возможные пути его решения. Дмитрий и его «злая фурия» – психологический конфликт трагедии. Смена культурно-исторических эпох – среда, рождающая подлинно трагические конфликты и судьбы (барочный герой в классицистическом окружении).

Комедия и трагедия – два полюса классицистической драматургии: общее и особенное в их жанровой специфике.

А.П.Сумароков о комедии: «Эпистола 2. О стихотворстве» или «Наставление хотящим быть писателями». Реализация собственных рекомендаций впервыйпериод комедиографической деятельности. «Тресотиниус» - типичный образец ранней комедиографии А.П.Сумарокова. Памфлетность образа Тресотиниуса.

Второй период комедиографической деятельности. «Опекун». Чужехват – новый тип героя в творчестве А.П.Сумарокова, определяющий своеобразие жанровой разновидности пьесы.

Третий период – синтез лучшего, что было наработано драматургом за два предшествующих цикла его творческой биографии. «Рогоносец по воображению». Викула и Хавронья – «старосветские помещики» «века Екатерины».

(На зачете проанализировать не менее двух пьес).







Сейчас читают про: