Проблема воспитания в русской литературе XVIII века.
Тема смерти и бессмертия в поэзии Г.Р.Державина.
Бог и человек эпохи Просвещения в русской поэзии XVIII века.
«Мир – есть книга» – образ, присутствующий еще в поэзии Симеона Полоцкого и развитый в творческом наследии М.В.Ломоносова. Бог и поэт как творцы мира материального и мира воображаемого (М.Ломоносов, «Ода, выбранная из Иова» и его панегирические произведения). Грандиозность поэтического мира ломоносовских од. Оды М.В.Ломоносова - «урок царям».
Ученый как толкователь «книги-мира», созданной Богом. Научные исследования М.Ломоносова и его «натурфилософская» поэзия – стремление приблизиться к абсолютному знанию и Божественной сущности («Я долго размышлял и долго был в сомненьи…»; «Утреннее размышление о Божьем величии»; «Вечернее размышление о Божьем величии» и т.д.).
Бог как мир в оде Г.Р.Державина «Бог». Место человека в этом мире. Барочные традиции в религиозно-философской поэзии Г.Р.Державина. Бог как высший судия в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и Судиям».
Ода-элегия «На смерть князя Мещерского». “Memento mori” – мотив, красной нитью проходящий через это стихотворение. Образ смерти и жизнеутверждающий финал. Барочные традиции в поэзии раннего Г.Р.Державина.
Творчество – путь к бессмертию поэта и его героев (“Памятник”, “К лире”, “Лебедь”).
Жизнь после смерти в памяти потомков: оценка деятельности Г.Потемкина и П.Румянцева в стихотворении Г.Державина “Водопад”. А.В.Суворов и Г.Р.Державин (“На победы в Италии”, “Снигирь”, “Всторжествовал и усмехнулся…”). Державинские мотивы в произведениях поэтов позднейших времен (А.С.Пушкин “Воспоминания в Царском селе”, И.А.Бродский “На смерть Жукова” и др.).
“Река времен в своем стремленьи…” – итоговое произведение этой темы и всей жизни Г.Державина.
Петровский «Табель о рангах» как попытка стимулировать гражданскую активность россиян. Защита гражданской активности соотечественников в «петровских» повестях («Гистория о российском матросе Василии Кариотском»), сатирах А.Кантемира («Сатира 2.На зависть и гордость дворян злонравных» Филарет и Евгений»; «Сатирпа 7 О воспитании») и А.П.Сумарокова («О воспитании»), комедиях Д.И.Фонвизина («Недоросль» (д.3, явл.1). Иван (Д.Фонвизин «Бригадир») и Митрофан (Д.Фонвизин «Недоросль») как плоды дурного воспитания.
Качественно иной взгляд на проблему воспитания у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»: гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»). Писатель о развращающем действии крепостного права («Путешествие…»: гл.»Зайцево», «Медное» и др. ).
Символические перипетии любви в барочной поэме В.К.Тредиаковского «Езда в остров любви». Любовь к России в панегической лирике М.В.Ломоносова. «Урок царям», который «отец русской поэзии» дает в своих одах. Любовь-страсть в песнях А.П.Сумарокова. Любовь-вожделение в пародийных стихах И.С.Баркова (факультативно).
Любовь-дружба в стихах и посланиях сентименталистов. Связь их творчества с традициями народной любовной песенной лирики (И.И.Дмитриев, Н.М.Карамзин, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, М.И.Попов). Своеобразие поэтического языка любовной лирики сентименталистов.
Поэзия семейных горестей и радостей в анакреонтической лирике Г.Р.Державина («Ласточка», «На смерть Катерины Яковлевны», «Желание»,, «Похвала сельской жизни», «Венец бессмертия», «Евгению. Жизнь Званская»).
36. «Плутовской роман» в русской литературе XVII – XVIII веков.
Ловкий пройдоха – главный герой «плутовского романа»: связь сюжета подобных произведений с переломными моментами истории. «Повесть о Фроле Скобееве» – предтеча «плутовского романа» в русской литературе. Образ главного героя и его жены и помощницы Аннушки. Связь проблематики повести с традиционным для рубежа веков конфликтом «отцов» и «детей».
«Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М.Д.Чулкова – классическое произведение этого жанра в русской литературе
XVIII века. Мартона – «дитя порока» или жертва социальных обстоятельств?
Образы содержателей «пригожей поварихи». Функции пословиц в повести.
37. «Крапивное семя подъячих» (русского чиновничества) в литературе XVIII века.
А.П.Сумароков о русском чиновничестве («Шершни», «Весь город я спрошу…» и др. басни и эпиграммы поэта.). Подъячий в его комедии «Тресотиниус». Н.И.Новиков: сатирические материалы о лихоимцах-чиновниках в журнале «Живописец».
«Ябеда» В.В.Капниста – «смелое и решительное нападение сатиры на крючкотворство, ябеду, лихоимство, так страшно терзавшие наше общество» (В.Г.Белинский). Образы судейских крючкотворов Кривосудова, Хватайко и др. Афористичность языка комедии В.В.Капниста (подобрать яркие примеры из текста).