double arrow

История возникновения маркетинга


Маркетинг как наука сравнительно недавно стал овладевать умами зарождающегося в России класса молодых предпринимателей и бизнесменов.

До недавнего времени такой дисциплины не было даже в экономических ВУЗах России, а в настоящее время маркетинг изучают студенты практически всех специальностей и направлений. И это связано, прежде всего, с тем, что маркетинг – одна из основных дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятий, менеджеров, работников сбыта, рекламы, производителей и разработчиков новой продукции и технологий и т.д.

Новизна данной экономической категории и обилие различной (как правило переводной) литературы по маркетингу часто ставят в тупик не только студента, но и практикующего специалиста, обращающегося к маркетингу, как науке по роду своей деятельности: как разобраться в огромном потоке информации, как найти в нем истинное зерно определенного вопроса, не всегда однозначно трактуемого в разных изданиях и разных источниках.

Беря в руки ту или иную книгу по маркетингу, невольно задаешь себе вопрос – как давно появился маркетинг как особая дисциплина, и как давно возникла маркетинговая стратегия управления производством? Однозначного ответа на этот вопрос пока не могут дать ни экономисты, ни историки. Но ясно одно – экономическая категория, именуемая в современном обществе МАРКЕТИНГОМ, существовала давно, но просто называлась не так. Существует множество предположений на эту тему. Например , П. Друкер считает, что маркетинг впервые появился еще в 17 веке и не на Западе, а в Японии.

Однако, в поисках истины перелистаем страницы истории:

§ 1792-1750 г.г. до н.э. – правление Вавилонского царя Хаммурапи, известного потомкам своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа. При их чтении невольно ловишь себя на мысли, что с ними не мешало бы ознакомиться и современным авторам законодательных положений и инструкций. В них есть, например, «законы о собственности», разные виды аренды (например, от арендных платежей освобождали при потере урожая вследствие стихийного бедствия), условия совершения торговых сделок. Встречаются указания царя о взимании процента не свыше 1/3 основной суммы, регламентация соглашений о товариществах (в основном торговых); вопросы наследования, возмещения убытков, не говоря уже об уголовной ответственности.

§ середина 4 века правитель Ци основал «дворец наук». Результат – создание огромного труда под названием «Гуань-цзы». В нем отмечается: «рынок - это то, по чему познают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». В этом труде ученые Китая высказывают ряд соображений о взаимодействии цен, налогов и денежной массы.

§ 11 век в Англии проводится поземельная перепись (Книга страшного суда), одна из её целей – получить точные сведения для налогообложения всего населения.

§ 13 век во Франции на реках Марне и Сене происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, где активно применяются расчеты с помощью векселей.

§ 1500г – открытие Бразилии португальцем Кабралем. Расширение сферы мировой торговли. Перемещение торговых путей на Атлантический, Индийский и Тихий океаны. С открытием новых путей ежегодные объемы доставки перца увеличиваются с 200т. до 7000 т. Приходят в упадок города Италии и Германии, но возвышаются Лиссабон, Антверпен, Амстердам, Лондон.

Вот только некоторые фрагменты истории, которые достаточно убедительно говорят о том, что маркетинг как философия бизнеса возник непосредственно с началом товарообменных операций.

Между тем, теория маркетинга отмечает, что маркетинг появился в Японии примерно в 1650г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым в истории человечества УНИВЕРМАГОМ. Там Мицуи проводил политику, предвосхитившую на 250лет то, что осуществляли и осуществляют крупные торговые фирмы, а именно: стал покупателем для своих потребителей, закупал в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства. Он ввел принцип возврата денег за некачественный товар.

На Западе маркетинг появился в середине 19 века. Первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей – специальной работой менеджера, был К. Маккормик (1809-1884 гг.) из международной компании по производству уборочных машин. Не смотря на то, что по образованию он был только механиком, он ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание.

Как экономическая дисциплина маркетинг впервые появился в Америке в 1905 г. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете штата В.Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».

Таким образом, экономическая литература Запада считает родиной современного маркетинга США (хотя это далеко не бесспорно), а временем его рождения – начало 20 века. Наибольшее распространение маркетинга как идеологии бизнеса и способов работы относится к 50-60 гг. прошлого столетия.


Сейчас читают про: