Применение глубинных интервью
Глубинное интервью
Разновидности фокус-групп
1. Двустороннее интервью. Позволяет одной целевой группе слушать другую фокус-группу, дополняющую первую (например, врачи слушают фокус – группу больных);
2. Фокус-группа с двумя ведущими;
3. Фокус-группа с двумя ведущими-оппонентами (модераторы с разными точками зрения);
4. Фокус-группа с респондентом-ведущим.
5. Фокус-группа с заказчиком врали участника.
6. Мини-группы. Состоят из четырех-пяти респондентов и одного ведущего.
7. Удаленная фокус-группа.
Другие разновидности фокус – групп:
1. Фокус – группа с детской аудиторией (от 4-х до 16 лет). Состоит из нескольких сегментов:
1) дошкольники (4-6 лет);
2) младшие школьники (7-9 лет);
3) младшие подростки (10-12 лет);
4) подростки (13-16 лет).
2. Электронная фокус - группа – предназначена для тестирования рекламных роликов. Ролик демонстрируется 3 раза:
1 раз – респондентов просят сообщить что нравится в ролике, а что нет;
2 раз - в какой мере этот видео ряд вызывает доверие;
3 раз – в какой мере респонденты ассоциируют этот ряд с собой.
Глубинное интервью - неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме.
Методы глубинных интервью:
1. Метод лестницы. Вопросы идут от характеристик товара к характеристикам потребителя;
2. Выяснение скрытых проблем. Интервьюер не затрагивает общих социально значимых проблем, а спрашивает о личном, наболевшем; при этом выявляются глубинные основы личности респондента;
3. Символический анализ. Отношение респондентов к объекту выясняется путем сравнения объекта с его противоположностью.
1. Детальное зондирование респондента (покупка автомобиля);
2. Обсуждение конфиденциальных, деликатных или нескромных вопросов (финансовое положение человека);
3. Ситуации, в которых мнение окружающих подавляет мнение респондента;
4. Подробное понимание сложного поведения;
5. Интервью с профессионалами (промышленные маркетинговые исследования);
6. Интервью с конкурентами, которые вряд ли настроены сообщить информацию в группе;
7. Ситуации, в которых опыт использования продукта является по сути чувственным опытом, связанным с настроением и эмоциями (духи, мыло).
Преимущества:
1. Глубинные интервью, в отличие от фокус - групп, позволяют значительно лучше разобраться во внутренних переживаниях людей;
2. С их помощью четко видно автора ответа, тогда как в фокус-группах зачастую трудно определить, кто из респондентов высказал то или иное мнение;
3. Глубинное интервью предполагает свободный обмен информацией.
Недостатки:
1. Услуги квалифицированных ведущих и интервьюеров обходятся дорого, и таких специалистов трудно найти;
2. Модератор может влиять на результаты опроса, а качество и достоверность полученных данных полностью зависят от навыков интервьюера;
3. Большая продолжительность интервью и большие расходы на проведение.
Методы вербального опроса:
Существует несколько типов устных вопросов, с помощью которых можно получить необходимые ответы:
1. прямые и фактические вопросы – это явно, открыто сформулированные запросы конкретной информации или чувств. Они наиболее полезны для получения базовой информации или формирование основы более широкого обсуждения;
2. структурные вопросы. Помогают интервьюеру понять как респондент организовал свои чувства и знания в определенной области. Возможны вопросы такого типа: попросить объяснить все критерии обсуждения различных марок кофе;
3. вопросы типа «большое турне» - это обращение к респонденту с просьбой восстановить привычное действие, процедуру, деятельность или событие, которые произошли в его жизни;
4. вопросы на идеализацию – обращение к респонденту с просьбой поразмышлять об «идеале». Когда «идеал» описан, в его свете обсуждаются существующие примеры. Используется для новых продуктов;
5. 1. вопросы на контраст. Способствуют обнаружению различия в отношениях и восприятия, путем их сравнения.
2. описать противоположность изделия;
6. вопросы от третьего лица;
7. вопросы на гипотетическое взаимодействие.