За время эволюции маркетинга мировая наука и практика в области маркетинга обосновали и рекомендуют выделять ряд концепций.
Концепции маркетинга как основные идеи, общий замысел, идеология организации деятельности предпринимателя, образ его мышления и направленность действий с течением времени радикально менялись.
Производственная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым товарам. Главная задача предпринимателя, приверженца данной концепции, – достижение высокой эффективности производства продукции и ее оптимальное распределение. Производственная концепция наиболее эффективна в тех случаях, когда спрос на товары и услуги устойчиво превышает предложение. Потребитель заинтересован более всего в приобретении товара, менее – в его высоких качествах. Следовательно, производители товаров концентрируют усилия на поисках способов расширения производства, в том числе и за счет снижения цены товара, если она высока.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители отдают предпочтение товарам, предлагающим наивысшее качество, обладающим лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, а следовательно, предприниматели должны сконцентрировать все силы на производстве высококачественной продукции и ее постоянном совершенствовании. Однако при реализации этой концепции рано или поздно возникает вопрос: «В какой степени потребитель будет согласен оплачивать нововведения?» Любое повышение качественных характеристик товара, естественно, влечет за собой повышение его стоимости. Поэтому у предпринимателя, приверженца данной концепции, есть опасность «заболеть маркетинговой близорукостью».
|
|
Согласно концепции интенсификации коммерческих усилий потребители по природе своей никогда не будут добровольно покупать всю выпускаемую предприятием продукцию. Поэтому предприниматель должен вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать на рынок свои товары. Этой концепции чаще всего придерживаются производители товаров и услуг, имеющие ограниченный рынок сбыта, или те предприниматели, которые испытывают трудности со сбытом вследствие перепроизводства товаров.
По маркетинговой концепции, залог достижения целей предприятия, особенно долгосрочных, – в определении нужд и потребностей целевых рынков, удовлетворении потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Маркетинговая концепция предполагает: четкое определение группы потребителей, их нужд и запросов; разработку мероприятий, воздействующих на выбранную группу потребителей с таким расчетом, чтобы получить желаемую рентабельность производства.
|
|
По этой концепции, маркетинг с помощью инструментов, методов исследований и анализа дает представление о спросе потребителей на данный продукт и имеет место при планировании товаров и инновационной политики, при формировании производственной программы, при реализации, доставке продукции, сервисной деятельности и т. д.
Концепция социально-этичного маркетинга предполагает установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом.
Концепция социально-этичного маркетинга требует учета кроме того социальных и этических вопросов. Маркетологи, по образному выражению Ф. Котлера, как фокусники, вынуждены устанавливать баланс противоречивых показателей, определяющих доходы предприятия, удовлетворение потребностей потребителя и общественные интересы. Государственное воздействие в этом направлении, активная деятельность некоторых общественных движений заставляют предпринимателей действовать не только в интересах своего предприятия, в интересах потребителя, но и всего общества в целом.
Маркетинг взаимодействия – это концепция, ориентированная на долгосрочные взаимоотношения с клиентом и на удовлетворение целей участвующих в сделках (коммуникациях) сторон. Одновременно это метод организации маркетинга по принципу распределения, расширения ответственности за понимание и выполнение функций маркетинга среди всего персонала предприятия от работника, непосредственно обслуживающего потребителя, до высшего руководства предприятия.
В России с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынке потребность увязать разрозненные элементы управленческой, в том числе и маркетинговой деятельности, в единое целое ощущается все сильнее.
Особенности развития российской экономики накладывают свои ограничения на применение маркетинговых концепций. Проблема заключается в том, что западные предприятия десятилетиями формировали и аккумулировали так называемые факторы эффективности фирмы, а у российских предпринимательских структур, стремящихся всеми силами устоять в конкурентной борьбе, нет времени на это.