Основными методами конкуренции являются ценовые, неценовые и незаконные.
Ценовые методы конкуренции являются наиболее простыми с точки зрения их использования (применения). Снижая цену товара или услуги можно осуществить захват рынка. Так, японские фирмы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предполагает точный расчет будущих прибылей и уровня рентабельности. Следовательно, фирме обязательно нужно иметь запас цены для ее снижения. Это открытый ценовой метод конкуренции.
Могут применяться и скрытые ценовые методы конкуренции. Так происходит, например, в том случае, когда продукция более высокого качества продается по цене такой же, как у фирмы- конкурента.
Вместе с тем, ценовые методы конкуренции малоэффективны, т.к. конкуренты практически моментально могут отреагировать на эти изменения. Кроме того, снижать цену на товар или услугу нельзя до бесконечности, это может привести к банкротству фирмы.
Поэтому в условиях развитого рынка наибольшее предпочтение отдается методам неценовым конкуренции.
Неценовые методы конкуренции более затратные для фирмы. Однако там, где можно цену на товар поддерживать на определенном уровне, продавец с целью захвата рынка улучшает его потребительские свойства, улучшает уровень технического обслуживания, использует прогрессивные формы сбыта продукции, изучает, учитывает и применяет специфические вкусы покупателей.
Неценовой метод конкуренции является более эффективным, т.к. конкуренты не могут столь же быстро предпринять ответные шаги как при ценовой конкуренции, но этот метод и более затратный.
В зависимости от целей и возможностей фирма может выбрать следующие варианты конкурентного поведения:
1. создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса, рекламы;
2. копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результаты тех, кто создает что-то новое;
3. сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества товара, видоизменения ассортимента.
Незаконные методы конкуренции. К ним относятся всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Это:
1. Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров промышленной или торговой деятельности конкурента.
2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.
3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести в заблуждение общественность относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара конкурента.
Незаконными также являются действия, связанные с неправильным или противоправным использованием объектов промышленной собственности.
Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара. При этом незнание, заблуждение и иные подобные причины не являются оправдывающими обстоятельствами, если акт недобросовестной конкуренции совершен.
Различают различные типы рынков в зависимости от характера конкуренции.