Этап. Формирование конкурентной стратегии.
Условия осуществления стратегии
Описание стратегии
Стратегия конгломератной диверсификации
Условия осуществления стратегии
Предварительная оценка фирмой собственной компетенции в производстве нового продукта.
Данная стратегия состоит в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.
q Компетентность имеющегося персонала и в особенности менеджеров
q Наличие необходимых денежных средств
Матрица выбора базовой стратегии развития бизнеса в зависимости от динамики роста отрасли и конкурентной позиции компании
(Матрица Томпсона и Стрикленда)
Рост отрасли | Быстрый | I квадрант стратегий q Пересмотр стратегий концентрированного роста q Стратегия усиления позиции на рынке - горизонтальная диверсификация или слияние q Стратегия сокращения q Стратегия «сбора урожая» q Стратегия ликвидации | II квадрант стратегий q Стратегии концентрированного роста q Стратегии интегрированного роста q Стратегия центрированной диверсификации |
Медленный | III квадрант стратегий q Стратегия сокращения расходов q Стратегии диверсифицированного роста q Стратегия сокращения q Стратегия «сбора урожая» q Стратегия ликвидации | IV квадрант стратегий q Стратегия центрированной диверсификации q Стратегия конгломеративной диверсификации q Стратегия конгломеративной диверсификации - совместное предприятие в новой области | |
Слабая | Сильная | ||
Конкурентная позиция компании |
Примечание: стратегии выписаны в возможном порядке предпочтения
|
|
Существует несколько направлений достижения конкурентных преимуществ:
• лидерство в издержках;
• дифференциация;
• фокусирование (концентрация);
• ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы товара или услуг и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Такая стратегия требует от предприятия оптимальных размеров производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использования ресурсосберегающих технологий, жесткого контроля всех видов расходов.
Доминирующую роль в данной стратегии играет производство.
Реализация конкурентных преимуществ на основе низких издержек возможна при следующих условиях:
• спрос эластичен по цене;
• отсутствует возможность для дифференциации продукта;
|
|
• отраслевая продукция стандартизована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов;
• предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья; рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.
Попытки достичь лидерства в издержках могут быть связаны с риском и даже потерей преимуществ. К числу основных рисков, связанных с лидерством в издержках, можно отнести:
· появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущества в издержках;
· неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости;
· инфляционный рост издержек, подрывающий способность предприятия снижать себестоимость;
· появление новых, более совершенных товаров;
· изменение предпочтений потребителей, их чувствительность к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.
Таким образом, предприятие может потерпеть неудачу, если конкуренция приведет
к неценовым стратегиям.