double arrow

Теория лидерских качеств


Подходы к изучению лидерства

Можно выделить следующие подходы к изучению лидерства в орга­низации: традиционные концепции лидерства (теория лидер­ских качеств и концепции лидерского поведения), концепции ситуаци­онного лидерства и новые подходы (ситуационный анализ эффектив­ного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении).

Теория лидерских качеств была одной из первых при изучении роли личности в истории. Исследо­ватели считали, что лидеры имеют некий уни­кальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от всех остальных людей. Согласно такому подходу, ученые пытались определить эти качества, научиться измерять их для выявления лидеров. Они верили, что лиде­рами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведе­ны сотни исследований, в результате которых был составлен длинный список лидерских качеств.

Ф. Тэйлор выдвинул новые требования к управленческому персо­налу и разработал свой список лидерских качеств, к которым он отно­сил ум, образование, специальные или творческие познания, физичес­кую ловкость и силу, такт, энергию, решительность, честность, рассу­дительность и здравый смысл, крепкое здоровье.




Р. Стогдилл в 1948 г. обобщил все ранее выявленные лидерские ка­чества и пришел к выводу, что лидера в основном характеризуют пять качеств:

1) • ум, или интеллектуальные способности;

2) • господство, или преобладание над другими;

3) • уверенность в себе;

4) • активность и энергичность;

5) • знание дела.

Однако они не объясняли появление лидера. Многие люди, обла­давшие этими качествами, так и оставались лишь последователями.

Дальнейшие исследования привели к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических или эмоцио­нальных, умственных, или интеллектуальных, и деловых.

Один из ведущих специалистов по лидерству в США Бенине предлагает следующий набор качеств, которыми должен обладать ли­дер: техническую компетентность, склонность к стратегическому мышлению, умение добиваться результатов, навыки коммуникации, мотивации и делегирования, умение определять и развивать таланты, способность принимать сложные решения в условиях дефицита вре­мени и отсутствия надежной информации, характер.

Теория лидерских качеств не позволила установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством, а также эффектив­но выявлять лидеров, так как:

1) — перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, в связи с чем невозможно создать правиль­ный образ лидера;

2) — вопрос измерения многих лидерских качеств является сложным;

3) — отсутствует дифференциация лидерских качеств в зависимости от организации или ситуации.

Таким образом, несмотря на то что важным фактором в осуществ­лении лидером своих функций являются его личностные качества, не все зависит только от него, многое определяется зрелостью последова­телей, их опытом и знаниями. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы, так и результаты деятельности последовате­лей.

Следующими этапами исследования проблемы лидерства стали концепции вначале лидерского поведения, а затем ситуационного ли­дерства.







Сейчас читают про: