К специфическим чертам японской системы управления относится, прежде всего, элитарность, а также замкнуто-кастовый характер, который проявляется в четком разделении персонала организации на различные группы, которые хотя и тесно связаны между собой, но обладают свои определенным местом в иерархической системе, а соответственно обладают и различными привилегиями. Японская система управления ограничивает мобильность рабочих (персонала) организации, другими словами привязывает их к организации и стремится не допускать их на рынок труда. В тоже время данная система характеризуется высокой степенью внутренних коммуникаций, конкуренцией, сложными процедурами отбора и приема на должность, ориентацией на специалистов широкого профиля.
Одной из наиболее известных черт японского управления является система пожизненного найма работников (практикуется в крупных компаниях).
Следует также отметить, что японское управление придает большое значение традициям предполагающим почтительное отношение к руководству, а руководители в свою очередь обязаны проявлять заботу о своих подчиненных.
В Японии сильна ориентация на коллективные ценности, коллективные методы работы, вследствие, чего большое внимание при найме на работу придается личным качествам работникам и их психологической совместимости работать вместе.
Одной из особенностей японского менеджмента является система управления производственными запасами. Суть ее состоит в том, что специальные графики обеспечивают подачу материальных ресурсов на рабочие места именно тогда, когда в них возникает потребность в результате имеет место огромная экономия на складских помещениях и текущих затратах связанных с хранением запасов.
Специфика японских методов управления в сравнении с западными
| Объект управления | США | Япония |
| Характер решений | Индивидуальный | Коллективный |
| Преобладающие цели | Тактические | Стратегические |
| Разграничение обязанностей и полномочий | Четкое | Расплывчатая |
| Специализация работника | Узкая | Широкая, со знанием смежных сфер |
| Приверженность работника | Профессии | Организации |
| Оценка и продвижение | Быстрая | Медленная |
| Идеал менеджера | Лидер – сильная личность | Координатор – мозговой центр |
| Отношение с подчиненными | Формальные | Неформальные |
| Структура управления | Жесткая или формализованная | Гибкая |
| Найм | Краткосрочный | Долгосрочный |
Японская система управления производством базируется на нескольких принципах:
1. Сокращения производственных потерь.
2. Оптимизации размеров партий производимой продукции, снижение объемов запасов сырья и полуфабрикатов;
3. Снижение потерь времени.
Отличия западного и японского подходов в организации
поточного производства
| Западный подход | Японский подход |
| Основная цель – обеспечение синхронизации производства | Основная цель – гибкость производства |
| Стратегия – стабильность, т.е. выпуск продукции крупными партиями в избежании необходимости пересматривать ритм производства | Стратегия – гибкость, т.е. готовность к частым пересмотрам ритма в целях приспособления производства к изменениям спроса |
| Постоянное закрепление рабочих за определенными операциями | Подвижность рабочей силы - переброска рабочих на участки с избыточной загрузкой |
| Использования резервного оборудования в случае непредвиденной поломки основного оборудования | Интенсивнее профилактическое обслуживание оборудования во избежания поломок. |






