Предъявляемые к ним

Классификация управленческих решений и требования

В процессе управления организациями принимается огромное количество разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Существуют общие признаки, позволяющие это множество классифицировать (таблица 1)

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Классификационный признак Группы управленческих решений
Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные
Значимость цели Стратегические Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность реализации Долгосрочные Краткосрочные
Прогнозируемые последствия решения Корректируемые Некорректируемые
Характер использованной информации Детерминированные Вероятностные
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ фиксации решения Документированные Недокументированные

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления (выбор делается из уже имеющихся альтернатив), а нетипичные, нестандартные решения, когда поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими и тактическими.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, которое принимается с целью влияния на работу организации в целом, является глобальным.

Длительность реализации. Если между принятием решения и его реализацией пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. Если результаты решений удалены на несколько лет – долгосрочные.

Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, то есть являются корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы – некорректируемые решения.

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности). Эти условия играют важную роль при принятии решений. Так, детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Вероятностными называют решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. Вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной. Если организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий, руководителю помогает опыт, который подсказывает, что может произойти с наибольшей вероятностью в этих случаях вероятность является субъективной.

Метод разработки решения.Формализованные решения – результат выполнения заранее определенной последовательности действий. Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени. Поэтому для определенных, часто повторяющихся ситуаций решения формализуются, разрабатываются соответствующие правила, инструкции и норматив.

Если встречаются нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению, большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится по одному критерию (формализованные решения), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. Если выбранная альтернатива удовлетворяет одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.

Форма принятия решений.Единоличное решение – решение, принимаемое одним человеком. Решение ситуаций, требующих всестороннего, комплексного анализа, то есть участия группы менеджеров и специалистов, называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Определенные решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных (о выплате дивидендов, распределения прибыли и убытков, совершения крупных сделок, избрания руководящих работников в АО и организациях потребительской кооперации).

Способ фиксации. Решения подразделяются на фиксированные или документированные (оформленные в виде документа – приказа, распоряжения, письма и т.д.), и недокументированные (устные). Большинство из принимаемых решений оформляется документально.

Основными требованиями, предъявляемыми к управленческим решениям, являются:

Научная обоснованность (предполагает соответствие решения объективным условиям, поставленным целям и возможностями их достижения).

Директивность (управленческое решение предполагает единоналичие и обязательность выполнения).

Своевременность (запоздалое, как и преждевременное решение снижает эффективность).

Адресность (что, когда и кто выполняет).

Необходимая полнота (управленческое решение должно включать все основные пути и средства ее достижения, порядок взаимодействия и контроль выполнения).

Законность (соответствие требованиям закона).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: