double arrow

Тема 12.Лидерство и руководство в организации


Современная организация – это адекватная реакция на быстрые перемены , непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей , организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Проблема управления человеческими ресурсами организации.

Функции руководства ,которые выполняют следующие основные функции :

- выработка общего плана действий всей организации ;

- координация всех подразделений управления ;

- воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей ;

- подбор кадров на различные участки управления.

Функции руководства реализует руководитель и выделяют два основных типа : линейные и функциональные. По занимаемому в управленческой иерархии уровню руководители составляют 3 звена : первичное , среднее и высшее. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положения руководителя определяется теми полномочиями , которые ему передает собственник. Сумма полномочий которыми обладает руководитель называется властью руководителя. Функции собственника четко отделены от функции управления.

Влияние ,которое имеет руководитель принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный , определенный должностью и реальный , который определен и отношениями подчиненных к руководителю и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями и его отношениями с руководителями разного уровня управления. Неформальная власть может только дополнять реальный авторитет : усиливать или ослаблять.

Стили руководства.Совокупность всех методов и приемов , которые использует руководитель в своей деятельности , их определенное сочетание называется стилем руководства.Принято делить руководителей на автократов и демократов. Выделяют 5 стилей руководства по отношению в них проблем человека и проблем руководства :

- невмешательство ;

- теплая компания

- производство

- золотая середина

- команда.

Имидж руководителя.Для менеджера важны такие аспекты имиджа :

- имидж продукции ;

- имидж самой организации ;

- имидж руководителя , менеджера , работника.

Имидж –это правильный выбор модели поведения. Выбор модели социального поведения личности может различен. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления. Имиджмейкеры выделяют 3 составляющие имиджа руководителя - личное обаяние;

- нравственные характеристики – коммуникабельность , симпатичность – способность к сопереживанию , рефлексивность – способность понять другого , красноречивость – способность воздействовать словом .




- техника самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания , умения , опыт.

Высший стиль руководства – лидерство. Лидерство можно определить как способность выдвигать цели для организации ( группы ) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти. В деятельности руководителя большое значение имеет подход называемый – групповой динамикой.

По размерам различают большие и малые группы. По времени деятельности группы бывают формальные и неформальные , постоянные и переменные. Существуют 3 типа формальных групп :

- командная группа , члены команды единодушны . в команде есть взаимозаменяемость;

- производственная или целевая группа ( рабочая группа );

- комитеты – группа , состав которых определен другими группами , которые могут быть временными и постоянными .

Очень важный момент – коммуникация в группе – это основа структуры группы , показатель физической и социальной близости людей. В зависимости от конкретных задач возможны следующие варианты коммуникации в группе : цепочка , звезда , круг , неполная сетка , паутина.

Неформальная группа – это группа, в которой межличностные и межгрупповые связи не закреплены в документах. Правовое положение в группе называется статусом. Статус раскрывается в наборе ролей , которые играет работник в группе. Роль – это поведение человека , связанное с выполнением им той или иной деятельности. Роли которые выполняет человек в группе делятся на целевые и поддерживающие.



Этика поведения – учение о нормах поведения. В деловыеотношениях соблюдайте субординацию , означающую , что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным. Излишняя доступность не способствуют созданию деловой обстановки.

Внешний облик , манеры, деловая переписка , культура телефонного разговора , деловой протокол , деловые подарки .

Тема 13.управление конфликтами в организации

Понятие конфликта. Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых интересов и элемент человеческой деятельности и существования.

Причины конфликтов бывают объективные и субъективные. Конфликты выполняют не только отрицательную но и положительную роль. Конфликты возникают тогда , когда противоречия обостряются. Конфликт начинается с конфликтной ситуации , которая состоит из участников конфликта и объекта конфликта , т.е. причины из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Участников конфликта называют оппонентами или соперниками.

Оппоненты вступают в конфликт , обладая разной силой , характеристика которой называется рангом оппонента. Оппонентом первого ранга называют человека выступающего от собственного имени и преследующего личностные цели. Оппонентом второго ранга называют личность , преследующую групповые цели , оппонентами третьего ранга – структуры организации.

Началом конфликта является инцидент, т.е. действие направленное на создание конфликта. Инцидент может возникнуть случайно ,а конфликтная ситуация может создаваться преднамеренно. У каждого оппонента помимо объективных обстоятельств существует и своя внутренняя причина – предмет конфликта. Внутренняя причина ( предмет конфликта ) отличается от объекта конфликта тем , что объект по отношению к оппонентам выступает как внешние разногласия и противоречия. В конфликте важны не слова , а намерения от которых зависит протекание конфликта , поведение участников конфликта и способы их действия. Важный элемент конфликта составляет психологический барьер , которые могут быть внутренними и внешними . Решиться на что –то и действовать – значит преодолеть барьер.

Виды конфликтов и технология их разрешения.Выделяют 4 основных вида конфликтов :

-внутриличностный конфликт возникает в силу того ,что требования организации не совпадают с личностными требованиями или когда к личности предъявляют противоречивые требования ;

-межличностный конфликт , психологическое столкновение людей с разными взглядами , темпераментом и ценностями. Конфликты делятся на горизонтальные и вертикальные ;

-конфликт между личностью и группой , когда личность имеет интересы и позиции отличные от интересов всей группы ;

межгрупповые конфликты.

По скорости протекания конфликты делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные конфликты : остродинамичными – опасными для жизни и динамичными – опасными для здоровья. Затяжные конфликты делятся на остростатичные – опасные для психологического состояния и статичные – снижающие активность личности.

Способы разрешения конфликтов.В любом конфликте необходимо четко выделить стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием. В стратегииразрешения конфликтов необходимо выделить следующие моменты :

- уклонение от конфликта , если цель не очень важна ;

- доминирование , если цель важна и первостепенна ;

- капитулянство . отношения в коллективе важнее целей соперников.

В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы :

-поддержание статуса- кво , применяется для выигрыша времени , тактика союзников . тактика накапливания информации ;

-доминирование ,применяется при необходимости быстрого реагирования когда руководитель свою точку зрения считает единственно правильной ;

-компромисс , когда обе стороны убеждены , что сближение возможно, путем взаимных уступок – обе стороны ощущают свою выгоду , уступок по незначительным вопросам , сотрудничества – конфликтующие стороны желают мирного исхода.

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны. Главная задача» войти» в конфликт и разрешить его , используя разные методы.

Стрессы, которые определяются как давление , напряжение иотносятся к к обязательным компонентам человеческой деятельности. В зависимости от вида и характера стрессы бывают : физиологические –накапливание критической массы усталости от стрессовых ситуаций , результат физического стресса и психологические стрессы. Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок , а эмоциональные стрессы – в ситуациях угрозы , опасности и обиды. Стрессы оказывают как положительное так и отрицательное влияние. Два основных подхода к управлению стрессами :

- внести изменения в менеджмент , чтобы устранить базу стрессов. Необходимо оценивать способности , потребности , склонности работников , четко определять зону полномочий и ответственности , использовать двухстороннюю коммуникацию и т.д.

- принимать конкретные меры индивидуального характера и разрабатывать программы по нейтрализации стрессов.

Тема 14. Эффективность менеджмента в организации

В данной темы рассмотрим конспективно следующие вопросы : сущность эффективности управления и основные факторы эффективности,критерии и показатели эффективности управления , учет факторов внешней среды при оценке эффективности , социальная ответственность и структурные завоевания общественного доверия организации , влияниекультуры на организационную эффективность.

Сущность эффективности управления.Для собственника важно не только расходование ресурсов для управления , но и то насколько управление дает стратегическое преимущество предприятию на рынке , усиливает его конкурентоспособность и поддерживает общественную значимость организации. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровеньэффективности управления объекта.Проблема эффективности управления –составная часть экономики управления , которая включает рассмотрение :

- управленческого потенциала .т.е. совокупности всех ресурсов которыми располагает и использует система управления и выступает в материальной и интеллектуальной формах .

- затрат и расходов на управление , которые определяются содержанием , организацией , технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления ;

- характера управленческого труда ;

- эффективности управления , т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации , в процессе реализации интересов , в достижении определенных целей.

Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем , т.е. интегрированный результат взаимодействия управляемой и управляющей систем , т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает в какой мере управляющий орган реализует цели , достигает запланированных результатов. Результаты действия , соотнесенные с целью и затратами , это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

Эффективность управления -один из основных показателей совершенствования управления , определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов , затрат на их достижение. Адекватными содержанию и формам проявления эффективности является группа показателей , которые могут выступать в качестве измерителя , критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том , чтобы найти такой вариант управления , при которой соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели , характеризующие конечные результаты и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда , основных фондов и инвестиций. Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности , соответственно и эффективность управления. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными – э/ эффект и качественными показателями – соц/ эффект.

Количественные показатели деятельности системы управления включают комплекс трудовых показателей – экономии живого труда в сфере управления ( численность , сокращение трудоемкости процессов управления ) , финансовые показатели деятельности системы управления ( сокращение расходов на управление ) , показатели экономии времени ( сокращение продолжительности цикла управления в результате внедрения информационных технологий , организационных процедур ) .Особое значение имеют показатели социальной эффективности.

Экономическую эффективность проектов совершенствования управления ( оценку эффективности ) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования « от 31 марта 1994г ( номер 7-12/ 47 ). При оценке эффективности инвестиционных проектов применяется : коммерческая ( финансовая ) эффективность , бюджетная эффективность , экономическая эффективность , учитывающая затраты и результаты , связанные с реализацией проекта , выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостные измерения. Соотнесение затрат и результатов от их осуществления. Дисконтирование показателей так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. Абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производствам с фактическим значением его использования.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7