Необходимость моделирования и его роль в принятии решений

Вопрос 2. Общие проблемы моделирования и наиболее распространенные типы моделей

Разрабатывая решения, управляющие субъекты (менеджеры, группы, организации) фактически оперируют идеальными образами реаль­ных ситуаций. Как мы видели, их задача состоит в том, чтобы произвести отбор альтернатив и осуществить выбор цели и спо­соба действий – то есть идеально представить, «просчитать», вообразить то или иное развитие ситуации и возникающие при этом новые взаимосвязи и предвосхитить варианты возможных результатов.

Выполняя эту задачу, управляющие субъекты фактиче­ски осуществляют идеальное моделирование ситуаций. По­скольку задача крайне сложна, требует учета многих перемен­ных и удержания в памяти всех их взаимосвязей, то ее выполне­ние облегчается, если применить материальные модели. При­менение таких моделей в управлении в последние 30-40 лет ста­ло все более распространенным и тому есть веские причины.

Во-первых, это естественная, объективная сложность многих организационно-управленческих ситуаций, число и ва­риативность переменных в которых превосходит возможности любого человеческого мозга их постичь. Требуется упрощение без потери сущности связей и содержания проблемы – эту роль способна выполнять модель.

Во-вторых, невозможность провести социальные экс­перименты в реальных условиях. Если технические образцы опробуют в действии, проэкспериментировать множество вари­антов социальных ситуаций невозможно. Поэтому абстрактные модели заменяют эксперименты.

В-третьих, необходимость спрогнозировать будущее, как бы «наблюдать» то, чего еще не существует. Поэтому до на­стоящего времени моделирование – единственный систематизи­рованный научный способ «увидеть будущее», определить потенциальные последствия решений, что позволяет объективно произвести отбор альтернатив и выбор наилучшего варианта.

Заслуга в инициировании применения моделей в органи­зационно-управленческой теории и практике принадлежит школе науки управления (количественных методов). В ней ши­рокое распространение получило исследование операций (тер­мин «operational research», возник в США в годы второй миро­вой войны, когда при военных штабах были созданы группы по анализу эффективности военно-тактических решений), появле­ние этой области исследований и разработок было связано с дос­тижениями математики в решении логических задач и алгорит­мов и электронно-вычислительной техники – в ускорении таких вычислений.

Школа науки управления и исследования операций (MS/OR school) применила в моделировании универсальный научный метод исследования, включающий три этапа: наблю­дение и сбор информации по проблеме, формулирование гипо­тезы (прогноза), проверка гипотезы с ее окончательным под­тверждением или опровержением. Поэтому исследование опера­ционных моделей, отражая как эти этапы, так и этапы процесса принятия решений (см. рис.1.), в целом охватывает три ста­дии. Но более целесообразно разбить его на шесть более дроб­ных стадий: 1)постановка проблемы (задачи); 2) построение мо­дели явления, процесса операции; 3)анализ модели и получение решения; 4) проверка адекватности модели явлению и анализ качества решения; 5) корректировка модели и решения; 6) реа­лизация результатов решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: