Вопрос 2. Общие проблемы моделирования и наиболее распространенные типы моделей
Разрабатывая решения, управляющие субъекты (менеджеры, группы, организации) фактически оперируют идеальными образами реальных ситуаций. Как мы видели, их задача состоит в том, чтобы произвести отбор альтернатив и осуществить выбор цели и способа действий – то есть идеально представить, «просчитать», вообразить то или иное развитие ситуации и возникающие при этом новые взаимосвязи и предвосхитить варианты возможных результатов.
Выполняя эту задачу, управляющие субъекты фактически осуществляют идеальное моделирование ситуаций. Поскольку задача крайне сложна, требует учета многих переменных и удержания в памяти всех их взаимосвязей, то ее выполнение облегчается, если применить материальные модели. Применение таких моделей в управлении в последние 30-40 лет стало все более распространенным и тому есть веские причины.
Во-первых, это естественная, объективная сложность многих организационно-управленческих ситуаций, число и вариативность переменных в которых превосходит возможности любого человеческого мозга их постичь. Требуется упрощение без потери сущности связей и содержания проблемы – эту роль способна выполнять модель.
Во-вторых, невозможность провести социальные эксперименты в реальных условиях. Если технические образцы опробуют в действии, проэкспериментировать множество вариантов социальных ситуаций невозможно. Поэтому абстрактные модели заменяют эксперименты.
В-третьих, необходимость спрогнозировать будущее, как бы «наблюдать» то, чего еще не существует. Поэтому до настоящего времени моделирование – единственный систематизированный научный способ «увидеть будущее», определить потенциальные последствия решений, что позволяет объективно произвести отбор альтернатив и выбор наилучшего варианта.
Заслуга в инициировании применения моделей в организационно-управленческой теории и практике принадлежит школе науки управления (количественных методов). В ней широкое распространение получило исследование операций (термин «operational research», возник в США в годы второй мировой войны, когда при военных штабах были созданы группы по анализу эффективности военно-тактических решений), появление этой области исследований и разработок было связано с достижениями математики в решении логических задач и алгоритмов и электронно-вычислительной техники – в ускорении таких вычислений.
Школа науки управления и исследования операций (MS/OR school) применила в моделировании универсальный научный метод исследования, включающий три этапа: наблюдение и сбор информации по проблеме, формулирование гипотезы (прогноза), проверка гипотезы с ее окончательным подтверждением или опровержением. Поэтому исследование операционных моделей, отражая как эти этапы, так и этапы процесса принятия решений (см. рис.1.), в целом охватывает три стадии. Но более целесообразно разбить его на шесть более дробных стадий: 1)постановка проблемы (задачи); 2) построение модели явления, процесса операции; 3)анализ модели и получение решения; 4) проверка адекватности модели явлению и анализ качества решения; 5) корректировка модели и решения; 6) реализация результатов решений.